Главная | Наш Храм | Регистрация | Вход
Правосл.календарь
Архив новостей
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
adeleys1

Храм Всех Святых.

В городе Архангельске очень много разных храмов, один из них храм Всех Святых. Его история своеобразна и удивительна. История храма отображает историю города, его людей. Все события, происходящие в городе, радостные и трагические, отразились в истории храма. Храму Всех Святых посвящается моя работа.

Жители Архангельска долгое время не имели отдельных кладбищ и хоронили усопших при приходских церквях, а жители Соломбалы до 1749 года при своих домах. В 1723году вышел указ, запрещающий погребения внутри городов, поэтому вскоре была отведена территория под Кузнечевское (ныне Вологодское) кладбище. [1с. 96]. Это кладбище необычно тем, что и в наше время имеет отдельные места для захоронения людей различных конфессий, а именно: православных, католиков, протестантов и мусульман. Причиной этому стала внешняя торговля. Архангельск долгое время был единственным городом – портом в России. Через него шла вся внешняя торговля государства со странами Европы, такими как Англия и Пруссия. В Архангельск приезжали купцы из многих стран, исповедовавшие разные религии. Некоторые торговые люди оставались здесь на значительный срок. Случалось, что купцы умирали не у себя в стране, а в Архангельске. Их хоронили в разных частях Вологодского кладбища, в зависимости от их вероисповедания. Это деление сохраняется и сейчас, но плиты старых захоронений были снесены в 30-е годы XX века, при советской власти. На этом кладбище похоронена известная северная сказительница Голубкова. [5 с. 10]. На Вологодском кладбище было построено три церкви: В честь Усекновения главы Иоанна Крестителя (1778 год) и Симеона Богоприимца (1786 год). Эти две церкви до наших дней не сохранились. Сохранилась лишь одноэтажная церковь Всех Святых. Этот храм был задуман еще в1839 году. В этом году заготовили материалы для его строительства. В 1840 году было отведено место, и 17октября епископ Архангельский и Холмогорский Георгий (Ящуржинский) совершил закладку храма. В 1840 году началось строительство. [4 с. 128].
Храмостроительство в 19 веке в Архангельске осуществлялось в основном на средства купцов.

В начале 19 века купцы составляли 0,6 % населения. Этот сословный класс делился на три гильдии. (Гильдия – объединение купцов). Купцы были людьми обеспеченными и часто вкладывали свои средства в благотворительность. С некоторой долей условности можно выделить три основных направления благотворительных деяний наших архангельских купцов:
1) Поддержка народного образования.
2) Создание богаделен.
3) Помощь церквам и монастырям. [3 с. 391].
Многие храмы Архангельска построены на купеческие деньги. Строительство храма Всех Святых началось на средства купца Андрея Федоровича Долгошеина, к тому времени уже умершего. По его завещанию наследство перешло к девице Александре Кочуровой и, согласно завещанию, ее брат купец Алексей Иванович Цыварев построил церковь. Есть сведения, что пожертвования в строительство храма вносила и купчиха Плотникова. 17 октября 1843 года храм был освящен епископом Георгием. [4 с. 129].
Храм Всех Святых выстроен в формах позднего классицизма, что было характерно для многих храмов того времени. Колокольня храма построена по проекту Соловецкого монастыря: она увенчана шпилем в основании которого находится огромный фонарь. Фонарь в монастыре служит маяком. Весь храм складывался из прямоугольников и представлял собой симметричную композицию. К сожалению, поздние пристройки нарушают первоначальную гармонию архитектуры. [4 с. 132].
Годы советской власти стали временем великого гонения на церковь. Архангельск стал местом ссылки для людей, которые были не угодны советской власти. 2 июля 1937 года состоялось заседание ЦК ВКП (б) (Центральный комитет Всесоюзной коммунистической партии большевиков) на котором рассматривался вопрос «Об антисоветских элементах». В решении отмечалось, что «большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом, по истечении срока высылки, вернувшихся в свои области, - являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений. [6 с. 90]. В 1930-1950 гг. лагеря ГУЛАГа были разбросаны по всей стране.
В 30-е годы XX века храм Всех Святых был закрыт и превращен в складское помещение, а потом в нем расположился пересылочный пункт. В книге Солжиницына «Архипелаг ГУЛАГ» описывается трагический случай. Под тяжестью людей оборвались восьми ярусные нары, раздавив между собой множество человек. Они были поспешно похоронены здесь же на кладбище. [2 с. 36].
После Великой Отечественной Войны в 1946 году храм был возвращен епархии. Первым после обновления храма настоятелем был назначен игумен Серафим (Шинкарев). Был сформирован приходской совет. Начались работы по восстановлению храма. За 10 дней, до 1 ноября 1946 года провели все первичные восстановительные работы: поставили в алтаре престол и жертвенник, сделали оконные проемы и рамы, поставили временный иконостас, сложили печи, развешали иконы… Храм подготовили к освящению. В храм вернули из Ильинского кафедрального собора почитаемые иконы: Божией Матери Тихвинская, Всех скорбящих Радость и икону Николая Чудотворца. Эти образа находятся в церкви и сейчас.[2 с.37]. Интересно то, что иконостас в первое время после открытия храма состоял из маленьких образков, пожертвованных открывшемуся храму верующими архангелогородцами. Эти иконки до сих пор хранятся здесь.[7 с.2]. В 2008 году была восстановлена колокольня в первоначальном виде.
При храме Всех Святых действует Воскресная школа для детей прихожан.
Долгое время занятия проводились в храме. Дети изучали Закон Божий, готовили концерты на Рождество и на Пасху. В 2008 году было построено отдельное здание для Воскресной школы. Сейчас ученики делятся на две группы: младшая (до 8 лет) и старшая (старше 8 лет). В старшей группе преподаются следующие дисциплины: Закон Божий, Краеведение и Пение.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: В истории храма Всех Святых было много не только радостных, но и трагических событий, таких как закрытие храма и приведение его в полное запустение в безбожные годы советской власти. Сейчас храм восстанавливается и процветает.

Литература.
1. Куратов А.А. «Православие на Архангельской земле XVII- XX в.в» «Архангельск» 2005.
2. Лочехина Е. П. «Путешествие в прошлое и настоящие» «Архангельск» 2006.
3. Овсянкин Е.И. «Архангельск купеческий» «Архконсалт» 2000.
4. Попова Л. Д. «История храмов Архангельска» «Правда Севера» 2005.
5. Ружников А. В. История Архангельска в памятниках и памятных знаках» «Архангельск» 1996.
6. Суханов Н. В. «На Двину ко Святей Богородици» «Правда Севера» 2005.
7. «Архангельский Епархиальный вестник» Октябрь- Ноябрь 2008 год.
Copyright MyCorp © 2017 Разработка сайта: Юрьев Алексей