Главная | Шенкурский монастырь. | Регистрация | Вход
Правосл.календарь
Архив новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
НАЗАД

Шенкурский монастырь.

Шенкурский женский монастырь. XIXв.

Шенкурский Свято-Троицкий женский монастырь основан иеромонахом Іоною в городе Шенкурске в 1637 г., и изначально являлся мужским. Монастырь располагался на возвышении в восточной оконечности города, на берегу Екатерининского ручья. Главным храмом первой обители была церковь Вмц. Екатерины, а второй храм Троицы Живрначальной. Екатерининский храм построен мирянами в 1604 году (возможно на месте более древнего храма) и служили там священники из монахов. По грамоте патриарха Иоасафа I иеромонах Иона в 1637 году возле Екатерининского храма и возвел Троицкую церковь, так о образовался монастырь. До появления Архангельска Шенкурск был важным и богатым городом через, который проходили торговые путь по Двине и Ваге.

Первое время монастырь был обеспечен, а при монастыре находились кельи, в которых жили престарелые бедные женщины. Женщин называли Екатериненские старицы. Троицкий храм и Екатерининские старицы и дали название для Шенкурского Свято-Троицкого женского монастыря. К середине XVII века Шенкурск теряет свое значение и становится небольшим уездным городком. Местные жители к этому времени уже не могли содержать обитель. Только стараниями инокини Марфы, из числа стариц, обитель возродилась, но как женская.
В 1664 г. монастырь был преобразован в женский. Царь Алексей Михайлович не только удовлетворил прошение старицы Марфы (которую знал лично) об устройстве обители, но и даровал ей богатые пожертвования; примеру царя последовали бояре, давшие средства на строение монастыря. Инокиня Марфа стала первой игуменьей монастыря.
Главным храмом женской обители стала деревянная церковь в честь Св. Троицы, к которой были пристроены в 1666 г. колокольня и келии. В 14 келиях обитало 44 инокини (1667 г.)
Во время царствования Петра I обителью управляла энергичная игуменья Горгония, при которой была приобретена Уздринская (или Уздреньгская ) лесная дача с обширными землями бывшее Уздренской пустыни. В 1719 г. на колокольне были поставлены часы с боем. Монастырю были отведены покосы и рыбные угодья.
В годы игуменства матушка Евфимии (1727-1749 гг.) монастырь разбогател. Обитель получила даже общероссийскую известность. Игуменья Евфимия встречалась с императрицей Анной Иоанновной; своенравной царицы понравилась игуменья из далекого Шенкурска, она подарила обители икону Божией Матери, хлеб и гарусные четки, а матушка Евфимия, искусная золотошвейка, преподнесла императрице покров и воздуси своей работы. Но вскоре обитель обеднела.
В 1765 г. по малолюдности и бедности монастырь в Шенкурске был упразднен, а оставшиеся три монахини - Анна, Мария и Ульяна, вместе с игуменьей Таисией переведены в Холмогорскую обитель. Монастырь стали именовать Троицкой белохраменной церковью.
В 1778 г. монастырь, в следствии ходатайства Преосвященного Вениамина, вновь открыли как мужской и заштатный. Настоятелем стал игумен Макарьевской пустыни Иреней. Через сто лет оказалось, что монастырь не соответствует духовным потребностям города и решено обратить его в женский. Большим ударом для мужской обители оказался пожар 1857 года, от которого монастырь уже не мог оправиться и захирел.
В ноябре 1865 г. произошло открытие женского монастыря в Шенкурске, для чего сюда были переведены 14 инокинь под началом монахини Феофании из Холмогорского монастыря. Быстро восстановилось хозяйство обители. Монахини трудились на пашне и в пожнях, ухаживали за скотом, занимались рукоделием. К обители были приписаны две пустыни, где размещались поля и огороды, а также скотные дворы. Настоятельница Рафаила в 1894 г. учредила церковно-приходскую школу.
Монастырские храмы и стрения за время существования обители не раз горели и восстанавливались. На момент переезда монахинь был недостроен Троицкий храм и кельи находились в жалком состоянии. Но инокини вскоре все стали восстанавливать. Каменный храм Живоначальной Троицы был построен 1867 году. Построены деревянные корпуса для насельниц. В 1881 году построен каменный храм Зосимы и Саватия Соловетских с каменным при нем корпусом. Монастырь был обнесен каменной оградой. К Шенкурскому монастырю была приписана Макарьевская пустынь с храмом преп. Макария Унженского и бывшая Уздринская пустынь с храмом Иоанна Предтечи. Монастырю помогали московские благотворители. Главная святыня обители была чудотворная икона Божией матери «Троеручница».


Шенкурский монастырь.

В монастыре насельницы занимались всевозможными ремеслами, особенно золотошвейным, традиции которого сохранялись и совершенствовались столетиями. Конечно, Шенкурская обитель была богата, но дел благотворительности в ней не забывали - в монастырской трапезной бесплатно кормили до 400 паломников и бедняков. В 1917 г. в числе насельниц его состояли 64 монахини и 54 послушницы.
В апреле 1918 г. Шенкурский монастырь впервые испытал гонения со стороны "воинствующих безбожников" - у него были отобраны земельные угодья составлявшие площадь в 542 гектара.. С этого времени в течение 5 лет обитель все более и более утесняли. Верующие шенкурцы тщетно пытались спасти монастырь, послав в Совнарком письмо с просьбой не закрывать его. В 1923 году Шенкурский монастырь упразднили.
Пятнадцати инокиням вначале был оставлен только Свято-Троицкий храм. 17 июня 1923 г обитель была навсегда закрыта. В церкви разместился кинотеатр «Революция», а в нижнем ее этаже был устроен краеведческий музей. Монахини же «разъехались»... От Троицкого храма остались руины.


Троицкий храм.

В 1990 г. здание одной из монастырских церквей— Зосимо-Саватиевский храм— передали общине шенкурских верующих. В помещении бывших келий открыли часовню.


Церковь Зосимы и Савватия Соловетских.

Ссылки.
- Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902г. стр 564-592.
- П. П. Сойкин «Православные русские обители». — С.-Петербург, 1909. — С. 69 — 70.
- Пащенко Е.В. Женские монастыри Архангельской губернии (17-20 века). Архангельск, 1999. С.12-36.
 


НАЗАД
Copyright MyCorp © 2024 Разработка сайта: Юрьев Алексей