Главная | Николаевский Чухченемский монастырь. | Регистрация | Вход
Правосл.календарь
Архив новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
НАЗАД

Николаевский Чухченемский монастырь.

Николаевский Чухченемский монастырь располагался в 10 верстах от Холмогор и являлся одним из четырех старейших обителей нижнего Подвинья ( Успенский Лявленский, Михайло-Архангельский, Николо-Корельский, Николаевский Чухченемской монастыри основаны не позднее второй половины XIVвека). Чухчемский был мирским монастырем, он основан жителями Холмогорского уезда. Монастырь был построен в конце XIV века миром нескольких отдельных волостей, которые дали ему для содержания несколько участков земли, и это было сделано, как позднее объясняли крестьяне: «для царского богомолия и душевного своего спокойствия и на поминок родителей своих и для постригания безвкладных нищих, нуждных людей, которые, ходя по миру, скитаются» (Архангельские Губерн. Ведом., 1870, № 70; Ефименко, Материалы для истории поземельн. влад. в Архан. губернии).
Несмотря на близость к административному центру Подвинья – Холмогорам монастырь всегда оставался небогатым. Возможно в начале он был самостоятельным. Сохранились в государственных архивах всевозможные грамоты о деятельности этого монастыря, а также на основе их проведены исследования разными историками.
На протяжении длительного времени его земельные и промысловые владения формировались за счет вкладов и покупок, обменов у крестьян и посадских людей Холмогор, Чухченемской, Великокурейской, Ровдогорской, Ухтостровской волостей. Значительный крепостной архив Николо-Чухченемского монастыря (свыше 100 пергаменных грамот) отразил интересные местные традиции деловой письменности, развитые формы частного поземельного акта, любопытные черты внутреннего устройства мирской обители (институт "чернецких” и церковных старост и т.п.
К XVII веку усиливается влияние на Севере Троице-Сергиевой Лавры. В 1611-1613 гг вотчиной столичного монастыря и становится Чухченемский монастырь. К моменту приписки земельный надел Чухченемского монастыря был небольшой, включая 13-15 малодворных деревень и не более 22 дворов всего. К 1678 г. состав деревень практически не изменился, да и число дворов не сильно возросло - их стало 29 . В научной литературе утвердилось мнение, что приписка к Троице-Сергиеву монастырю оборвала последние связи Николаевской обители с окружающим ее волостным миром (исследователи М.А.Островская, Н.Н.Покровский, А.И.Копанев). Мысль эта имеет под собой основание. Действительно, многое меняется в самом характере документации Чухченемского монастыря после включения в состав Троицкой корпорации. Чухченемские акты теряют присущую им в ХV в. (в меньшей степени ХVI в.) самобытность - пергамен в качестве материала для письма, наличие свинцовых вислых печатей, упоминания о чернецких и церковных старостах, да и особенности самих поземельных сделок, которые совершались раньше. Но сами поземельные связи жителей края с Чухченемским монастырем все же сохранялись и после его включения в состав Троицкой корпорации. За 1616-1635 гг. известны факты передачи холмогорцами по вкладам, закладам, обменам своих "вотчинных деревень” ( то есть участков ), "орамых земель”, пожен, дворов, изб, разной движимости. Вклады эти по-прежнему мотивировались желанием быть погребенным в "доме Живоначальной Троицы и чудотворца Николы на Чухченеме” или поступить туда в слуги. В 1681 г. монастырь приписан к архиерейскому дому новоучрежденной Холмогорской епархии.
Конечной степенью развития Николо-Чухченемского монастыря к середине ХVIII в. стало его превращение в село Никольское, в церкви которого А.А.Шахматов еще в 1909-1911 гг. видел "старинные тетрадки”, летописи и грамоты. После 1764 года названия монастыря в отчетах епархии не появляется, что говорит о преобразовании его в Никольский Чухченемский приход. Список приходских священников в памятной книге прихода был начат с того же 1764 г. До 1837 г. приход не был самостоятельным, а вместе с соседним Чухченемским Ильинским составлял один приход с двуклирным причтом.
При составлении описей монастыря в 1611 и 1615 г.г. в нём было две деревянные церкви: одна холодная во имя свт. Николая и другая теплая с трапезой и папертью в честь первомученика и архидиакона Стефана. Судьба Стефановской церкви неизвестна. Николаевская в 1629 г. была заменена новой в честь того же святого и освящена 22 мая 1631 г. Затем, по благословению архиепископа Афанасия, в 1689 г. была устроена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, существовавшая до 1850 г. Вместо Введенской церкви построили новую и, с разрешения Преосвященного Варлаама, переименовали её в честь свт. Николая Чудотворца, т.к. старая Николаевская церковь за крайней ветхостью к тому времени была уже упразднена. В 1872 г. вместо упраздненной Никольской была устроена новая церковь в честь того же святого, а церковь, переименованная из Введенской в Никольскую, стала опять называться Введенской.
К приходу была приписана церковь в д. Вавчуге, в 7 верстах от приходских храмов. В этой деревне по воле императора Петра I, посетившего её в 1693 г., была устроена первая в России коммерческая верфь. Здесь же в 1708-1710 г.г. владельцем первой корабельной верфи в Вавчуге купцом Никифором Бажениным устроена каменная церковь. Тем же купцом пожертвован церковный капитал в 1500 руб. В церкви два престола: главный в холодном храме во имя св. Иоанна Предтечи и придельный - в теплой трапезе - в честь свт. Иоанна Златоуста. Первоначально эта церковь считалась домовой для её строителей, а впоследствии со всем имуществом перешла в епархиальное ведение.
Церковно-приходская школа, общая с Чухченемским Ильинским приходом, открыта в ноябре 1891 г. Учительница - выпускница епархиального женского училища девица Лариса Сидорова.

Масштаб вотчины Николо-Чухченемского монастыря в ХVII в. вполне соотносим с параметрами и Николаевской Чухченемской волости в конце ХVIII в., являвшейся одной из мелких волостей Подвинья, в которой исследователи отмечали 14 поселений и 67 дворов .


Ссылки.
-Чухченемский Николаевский приход//Православные приходы и монастыри Севера.
-М. Черкасова. КРVIIНАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ ВОТЧИНА В РОССИИ КОНЦА ХVI - ХVII ВЕКА (По архиву Троице-Сергиевой Лавры).
- А. Папков. Приходская жизнь в древней Руси.
 


НАЗАД
Copyright MyCorp © 2024 Разработка сайта: Юрьев Алексей