|
НАЗАД
Михайло-Архангельский монастырь.
Михайло-Архангельский монастырь положил начало самому городу Архангельску. Кем о
когда основан монастырь не известно. Первые русские поселения берегах Северной
Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по
преданию, относится возникновение Михайло-Архангельского монастыря, названного
так по имени Архангела Михаила. Второе предположение, что монастырь основан во
времена новгородского архиепископа Иоанна примерно в конце XIV века. Сохранился
текст грамоты Новгородского Владыки.
В Новгороде было три владыки носящие имя Иоанн. Первые скорее не могли написать
эту грамоту так как первый не был архиепископом, а второй принял имя Иоанн
только вместе с схимой. Третий владыка Иоанн был архиепископам Новгорода в 1386
– 1414 годах и скорее ему и принадлежит эта грамота. Однако это ни сколько не
является доказательством, что монастырырь не существовал раньше. Впервые
монастырь упоминается в летописи только в 1419 году. Первоначально монастырь
находился на мысе Пyp-Наволок. В 1419 году он был разорён скандинавами. После
этого, восстановившись, на протяжении двухсот лет по-прежнему был центром
русского севера. В 1552 получил от царя Ивана IV Васильевича несудимую грамоту.
В 1553 монастырь имел 2 деревянные церкви: соборную, Михаила Архангела, и
«теплую», Ильи Пророка. Применительно к сегодняшнему Архангельску монастырь
Михаила-Архангела располагался в самом центре города, между улицами
Воскресенской и Сибирцевых и от Красной пристани до Троицкого проспекта.
Около обители располагались поморские селения Низовской волости —Лисостров,
Княжостров, Уйма, Лявля и другие. Большинство земель Приморского района в те
времена являлись монастырскими. У монастыря были богатые рыбные угодья. В
деревнях находились монастырские дворы, было несколько мельниц и солеварни.
Обитель являлась значимым духовным, просветительским и
хозяйственно-экономическим центром. Монашествующие прибыльно торговали рыбой и
солью. В XVI-XVIII в. монастырсоке хозяйство процветало
В 1553 году английский моряк Ричард Ченслер прибыл по Белому морю до
Николо-корельского монастыря (о. Ягры, Северодвинск). С этого времени бурно
развивается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Центром
торговли ещё до прибытия англичанина были Холмогоры, но из-за мелководья
Северной Двины для морских судов, центр стал терять свое значение международной
торговли. Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные
иностранные фактории, а также склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды
и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило
название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом
России. В связи с угрозой нападения Швеции Иван IV Грозный принимает решение об
экстренных мерах по обороне Поморья. 4 марта 1583 года он подписывает указ,
предписывавший московским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею
Никифоровичу Залешанину-Волохову в кратчайший срок построить на мысе Пур-Наволок
крепость: «…город делать на том месте и по той мере, по росписи и чертежу,
какову есть роспись и чертеж к вам прислали, наспех, теми посошными людьми,
которую посоху к тому городовому делу есмя указали…»
«Архангел Михаил с видом города Архангельска», Икона 1741 г.
В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом
… поставили город круг Архангельского монастыря»: острог с двойными рублеными
стенами, башнями и воротами на север, запад и юг, окружённый рвом с тыном в нём
и надолбами перед ним. Позже 26 марта 1596 г. город стал называться
Архангельский город, а затем Архангельском.
Близость города оказалась не очень удобной для монастыря: пожар 1636 года,
начавшись в городе, в скором времени уничтожил и монастырь. Поэтому возникла
мысль перенести обитель в другое место. Грамотой царя Михаила Федоровича в 1638
году было позволено восстановить монастырь выше по течению реки Двины, где были
воздвигнуты 2 деревянные церкви, разобранные в 1710.
Архангело-Михайловский собор монастыря в Нячерах (район современной ул.
Урицкого, возле железнодорожного моста) был наиболее древним каменным храмом,
выстроенным в Архангельске в 1685-1699 гг. По своим архитектурным формам собор
напоминал московские храмы. Приземистое двухэтажное здание собора неоднократно
ремонтировалось, его пять глав сначала были покрыты лемехом, а с 1895 г.
устроили новую железную крышу и обновили главы, причем средняя - позолочена.
Вторая церковь во имя Грузинской иконы Божьей матери была построена в 1784 году.
В 1820 г. над святыми воротами была построена новая колокольня по проекту
архитектора Ф.М. Шилина. Вместо обветшавшей деревянной ограды в 1828 г. была
поставлена каменная, обновленная в 1897 г. За монастырской оградой находилось
монастырское кладбище.
До петровских времен монастырь процветал. В монастыре подвизалось до 100
человек. Но после издания Петровских указов запрещающих вместо убывших монахов
набирать новых, а на их места брать на содержание больных, умалишенных и солдат,
то число братии стало уменьшаться, а обитель стала приходить в упадок. При
Екатерине II у монастыря были отобраны вотчины, а обитель зачислена в 3 класс
монастырских штатов необщежительских мужских монастырей России. После пожара
1764 г. обитель пришла в упадок. Имея богатую историю, но не имея земель и
святынь – мощей святых угодников или чудотворных икон, монастырь не мог
рассчитывать на пожертвования богомольцев и совсем пришел в запустение.
Михайло-Архангельский монастырь.
С конца XVIII в. по 1869 г. обителью управляли ректоры Архангельской Духовной
Семинарии. В 1817 г. архимандритом монастыря был назначен настоятель
Николо-Корельского монастыря миссионер игумен Вениамин (Смирнов). Архим.
Вениамин за время своего служения также был настоятелем и Антониево-Сийского
монастыря. Под его руководством в 1825 г. в Мезени была открыта миссия для
просвещения ненцев, за 5 лет ее существования было крещено более 3 тыс. местных
жителей, открыто 3 прихода. Миссионерские труды архимандрита Вениамина в Мезени
продолжил его преемник настоятель архангельского монастыря архимандрит Платон
(1829-1839).
Согласно грамоте новгородского архиепископа Иоанна, впоследствии св. Иоанна
Милостивого, первым упомянутым игуменом обители был в конце XIV в. некто Лука;
сохранились имена последующих игуменов: Акакий, Стефан, Адриан, Иоанн, Афанасий
( все в XV в.), Феодосий (1534-1547 гг.), Алексий ( с 26 января 1549 г.), Герман
(1556-1558 гг.), Сергий (1558-1563 гг.), Иоасаф (1567-1584 гг.), Евфимий
(1585-1589), Лаврентий (11589-1596), Феодор (1596-1602 гг.), Сергий (1603-1605
гг.), Варсонофий (1606-1608 гг.), Митрофан (1613 г.), Варлаам (1614 г.), Киприан
(1616-1618 гг), Христофор ( с февраля 1621 г.), Матфей ( с апреля 1624 г.),
Варсонофий (1628-1629 гг.), Матфей (1629-1630 гг.), Варсонофий (1632-1633 гг.),
Павел (1635-1642 гг.) и др. В этот список, составленный П.М.Строевым в 1877 г.,
позднее были включены имена еще двух игуменов—старца Стефана-строителя (1623 г.)
и «черного попа» Парфения (1624 г.).
В 1891-1923 гг. в обители в специально построенном здании размещались фонды
древлехранилища. К 1917 г. в древлехранилище находилось более 500 рукописей
XV-XVIII вв., более 30 тыс. документов, коллекции икон, церковной утвари и др. В
1922 г. рукописи были перевезены в Краевую научную библиотеку, а в 1927 г.- в
Археографическую комиссию Ленинграда.
После 1917 года монастырь был закрыт. В феврале 1930 г. заведующий Главнаукой
Северного краевого отдела народного образования указывал на то, что здание
собора бывшего Архангельского монастыря является наиболее древним сооружением
города и заслуживает охраны Но в этом же году соборный храм и колокольня были
разобраны. Позднее исчезли и другие. монастырские здания, ныне территория
древнего монастыря застроена жилыми домами. От монастыря давно ничего не
осталось, но его название перешло в название города.
Ссылки.
- Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск,
1902г.
- Михайло-Архангельский монастырь// Земли.
- Архангельская губерния, город и уезд// энциклопедическии словарь Брокгауза и
Ефрона.
- А.А. Куратов. Православные святыни и святые в истории Архангельского Севера.
НАЗАД | |