Макарьевская Хергозерская пустынь.
Церковь Троицы в Макарьевском монастыре.
Пустынь преп. Макария Желтоводского находилась в Каргопольском уезде, ныне Каргопольский район Архангельская область.
Макрьевская пустынь расположена на Хергозере в 16 км от д.Морщихинская.
Соединена также дорогами или тропами с деревнями Думино, Труфаново, Спицыно, Ошевенском, которые сейчас малопроходимы из-за завалов, вызванных непогодой последних лет. Макарьевская Хергозерская пустынь была основана в 1640 г. двумя монахами Ошевенского монастыря Сергием и Лонгином. в Каргопольском уезде на озере Херго (или Макарье), в 80 верстах к северо-западу от Каргополя. Пустынь посвящена преп. Макарию Желтоводскому и Унженскому, известному церковному деятелю XVII в., основателю другого монастыря в Макарьеве на Унже в Нижегородской губернии.
Инок Сергий получил в Новгороде у митрополита Афония грамоту на построение храма Святой Троицы - так началась история монастыря в честь одного из наиболее почитаемых на Каргополье святых. Через 17 лет деревянная церковь сгорела. В 1658 г. вновь была построена Троицкая церковь, в 1658 г. сооружён ещё один деревянный храм Введения Пресвятой Богородицы, а в 1660 г. был построен третий храм во имя Трёх Святителей Московских.
Монастырь вскоре, еще при основателях, наполнился братией и стал вести хозяйственную деятельность. Значение этого монастыря в истории православной культуры Русского Севера определяется прежде всего тем, что здесь хранилась почитаемая в Каргополье чудотворная икона Макария Желтоводского и Унженского, о чудесах которой было составлено специальное произведение - «Сказание о преславных чудесех чудотворнаго образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, в Каргопольских пределех, в Хергозерской пустыни обретающегося».
В начале XX в. икона находилась во Введенском храме Хергозерского прихода и в 1910 г. была подробно описана священником этого прихода А.Кипреевым: «Икона преподобного отца нашего Макария чудотворца имеет в высоту 1 аршин 6 вершков, а в ширину 1 аршин. Середина иконы, где изображен самый лик преподобного, снимается - высота ее 7 вершков, а ширина 6 вершков, она написана на доске. По краям иконы изображены (далее приводится описание 11 клейм - от рождения Макария до его преставления.). В самой же средине иконы изображен преподобный Макарий. молящийся в храме о людях. Икона сия подлинная и считается чудотворною; на ней никакой надписи нет». Современное местонахождение иконы неизвестно, но сохранились другие каргопольские иконы с изображением святого Макария второй пол. XVIII - ХIХ в., которые «видимо, повторяют тот самый образ святого, который хранился в Макарьевской Хергозерской пустыни».
Чудотворная икона привлекала богомольцев «на Макарье», как именовали в Каргополье это место, и после закрытия монастыря. Ежегодно 24-25 июля (по старому стилю), на праздник Макария, сюда стекалось большое число людей. Из Каргополя устраивался крестный ход, который «шел по дороге на Челму (к Челмогорскому монастырю.), затем на Труфаново, торжественно проходил мимо местной церкви и поворачивал на труфановскую дорогу на Макарий».
Люди приходили сюда и из Ошевенска (за 30 км.), где располагался крупнейший в Каргополье Александро-Ошевенский монастырь. Хергозерский, Ошевенский и Челмогорский монастыри, соединенные тропами, по которым ходили богомольцы, воспринимались как центры единого сакрального пространства. Не случайно на некоторых каргопольских иконах Макарий Желтоводский, Александр Ошевенский и Кирилл Челмогорский изображены вместе.
В 1764 г. монастырь был упразднен, а его церкви вошли в Хергозерский приход. К приходу были приписаны деревни Окатовская, Федоровская и Турово сельцо, составляющие ныне Порженское, и деревни Думино, Ожегово и Ольсиевская (старые названия: Курмино, Херново, Наволок). К Хергозерскому приходу отошла и Георгиевская церковь 1782 г. в д. Федоровская (ныне Порженский погост).
Благодаря молве о чудесах иконы Св.Макария усилиями прихожан и доброходателей деревянные церкви были заменены на каменные. Вначале перестроили Введенскую церковь: в 1786-90 гг. появился каменный храм с приделом Николая Чудотворца. Он был пятиглавым.
Еще в 1857 г. сгорел деревянный Троицкий храм вместе со всей утварью, иконами и книгами, а в 1868 г. был выстроен новый Троицкий храм с тремя престолами: Троицким, Макарьевским и Борисоглебским. Каменная колокольня встала по оси Троицкой церкви.
Приход закрыли в 30-е годы прошлого века. Еще в 1958 г. сохранялись и Введенская и Троицкая церкви. Сейчас на полуострове, где находился монастырь, сохранилась пятиглавая Троицкая церковь, которая в 2004 г. была обмерена реставраторами для последующей консервации.
На месте исчезнувшей деревни Н.Я.Ушаков, правнук последнего священника обители, поставил обетный крест из балки рухнувшего родительского дома. В 2008 г. началась работа по воссозданию монастыря. В 2009 году между Кенозерским парком и приходом ц. Рождества Иоанна Предтечи в г.Каргополе заключен договор о совместном сохранении и использовании территории Макарьевской Хергозерской пустыни, о возрождении православных традиций.
Сылки.
- Лукачев С. Макарьевская Хергозерская пустынь.
- Пигин А. В. . Макарьевская Хергозерская пустынь.
- Васильев И. Макарьевская Хергозерская пустынь
НАЗАД