Главная | Лявленский Успенский монастырь. | Регистрация | Вход
Правосл.календарь
Архив новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
НАЗАД

Лявленский Успенский монастырь.

   Лявленский Успенский мужской монастырь являлся одним из древнейших монастырей Архангельской земли. Сейчас на месте монастыря действует православный Успенский приход Архангельской и Холмогорской епархии (Архангельская обл., Приморский район, д. Новинки Лявлинского с/с).


Успенский приход с. Лявля.


  Село Лявля известно с XIV века как одно из древнейших новгородских поселений в низовьях Двины. Место было удобно и для хлебопашества и для морского промысла с недальним выходом в Белое море. Здесь и располагался древний Успенский монастырь. К сожалению, до нас не дошли сведения о том, когда и кем он был основан.
  Лявленский Успенский монастырь являлся не только древнейшим из известных нам северных монастырей (Михайло-Архангельский и Николо-Корельский монастыри, подчиняющиеся новгородской митрополичьей кафедре, были основаны в конце XIV века), но имел и своё особое значение. Именно он в Подвинье воплощал в себе соединение национальных, культурно-религиозных, государственно-политических объединительных усилий Православной Церкви и Москвы, положившей здесь начало так называемой монастырской колонизации.
Предположительное время основания монастыря начало XIV века. Поводок к такому предположению является надпись на так называемом «Сийском Евангелии», пергаментное Евангелие подаренному обители "на Двину, к святеи Богородици” великим князем Иоанном Калитой в 1339 году. Вот текст надписи - «написано быс(ть) си Еуа(н)г(ели)е въ граде Москове на Двину къ с(вя)теи Б(огороди)ци повелениемь рабомь б(ожи)имь Ананиею черньцемь». Также эта запись указывает на имена писцов «писали многогрешней дьяци Мелентии | да Прокоша, бл(а)г(о)-с(ло)в(и)те и|хъ, а не клените». Монастырь "святой Богородицы” мог быть посвящен, скорее всего, одному из трех богородичных праздников: Рождеству, Успению или Покрову Богородицы. Несмотря на отсутствие прямых свидетельств ХIV-ХV вв. о посвящении монастыря именно Успению Богородицы, позднейшая информация о Успенском монастыре кажется в данном случае заслуживающей доверия, ибо маловероятно, чтобы монастырь менял свое посвятительное имя на протяжении веков.
  Второе доказательство о существовании монастыря в XIV веке говорят следущии свидетельства последующих столетий. В челобитной настоятеля Антониево-Сийского монастыря Иова 1632 г. говорилось, что Лявлинский монастырь "зачался с полтретьяста [лет] и болши”. В челобитной крестьян Княжеостровской волости начала З0-х годов XVII в. указан тот же возраст Лявлинского монастыря: "более полтретьихсот лет”. Cледовательно, к 1630 г. монастырю было не менее 250 лет, т. е. он возник, если верить этим известиям, не позже 1380 г. О его более раннем существовании свидетельствует только надпись на т.н. "Сийском” евангелии.
  О событиях, восстание тверского князя Александра против татар летом 1327 году, которые могли привести к возможному основанию и подчинению монастыря к Москве в статье С. М. Каштанов, Л. В. Столярова «Ещё раз о дате т.н. "Сийского" евангелия» говорится следующие: " После событий в Твери 15 августа 1327 г., приведших к гибели Шевкала (Щолкана) и его войска, Иван Калита отправился в Орду (возможно, он был вызван туда ханом Узбеком). Легко догадаться, что Калита хотел снять с себя ответственность за действия тверского великого князя Александра Михайловича, руководителя августовского восстания против татар, и, воспользовавшись его виной перед ханом, получить ярлык на великое княжение. Точная дата отъезда Ивана Даниловича неизвестна. Из Орды Иван Калита вернулся "зимой”, значит, уехал туда он не позже сентября-октября 1327 г. В политической обстановке, создавшейся после 15 августа 1327 г., московской власти было очень важно укрепить свои политические связи с Новгородом и Двинской землей. Новгородцы, имевшие договор с Александром Михайловичем, заключенный, по-видимому, между 12 апреля и 15 августа (по Янину, в первые месяцы) 1327 г., разорвали союз с тверским князем, опасаясь татарской расправы, и признали сюзеренитет Ивана Даниловича. По мнению Янина, это произошло в августе 1327 г. Конечно, такой поворот мог совершиться только после 15 августа 1327 г. Во всяком случае, когда тверской великий князь Александр Михайлович сделал попытку скрыться в Новгороде, он не был там принят. Это и неудивительно: еще до отъезда в Орду Иван Калита послал в Новгород своих наместников. В Псковской I летописи рассказывается под 6835 (1327) г. о том, что русские князья (во главе с Иваном Калитой) "подъяша... всю область Новогородцкую от Белаозера и от Заволочия” для соединения с новгородской и прочей русской ратью, собранной против Александра Тверского.
"Заволочием” называлась, как известно, Двинская земля. Ей придавалось большое значение в политических планах московских князей ХIV-ХV вв. Иван Калита стремился усилить свою власть в Новгороде и на Двине не только с помощью военных и административных мер, но и посредством превращения некоторых местных монастырей в опорные пункты московского влияния. Так, в середине ЗО-х годов он выдает жалованную грамоту Новгородскому Юрьеву монастырю. Не без участия Калиты (даже если не отождествлять его с чернецом Ананией) состоялась, по-видимому, и отправка евангелия в Богородицкий монастырь на Двине. Думается, что само основание этого монастыря было связано с политической ситуацией, сложившейся после тверского восстания в августе 1327 г.”
  О землевладении Богородицкого монастыря свидетельствуют, по крайней мере, четыре акта XV в. 1) Некий Василий дал монастырю "святеи Богородицы в Лявлю” "село в Лявли в векъ, где Повоша седел”. Видимо, село находилось где-то рядом с монастырем, на берегу речки Лявли. 2) В середине XV в. княжеостровцы (староста и крестьяне) купили у Харитона Родионова "церковными кунами святои Богородицы” "село земли на Княжеострове” с тоней и лесом на Лявлинской стороне. Богородицкий монастырь покупал землю не непосредственно у владельца, а через посредство волостных властей Княжеострова, разрешение которых на покупку участка земли в их волости было, вероятно, необходимым условием сделки. Ясно, однако, что фактическим покупателем являлся монастырь, а не староста "и вси княжеостровцы”, ибо сделка совершалась "церковными кунами”. 3) Кирилло Юрьевич дал Богородицкому монастырю село в Емецкой слободе, по поводу чего 4) состоялось соглашение вкладчика с представителями слободы о невзимании податей с половников, живущих в этом селе. В четвертом акте, так же, как и во втором, наблюдается явная стесненность прав частных лиц в распоряжении своими владениями: коллективный землевладелец в виде волости или слободы решал вопрос о тягловых обязанностях жителей отчуждаемой земли.
  Известен по имени игумен монастыря св. Богородицы Григорий, являвшийся духовным отцом игумена Николаевского Чухченемского монастыря Василия и послухом акта середины XV в.
  До 1641 г. монастырь был самостоятельным, а затем перешел в ведение Сийского монастыря в связи со следующими событиями. Ненокский иерей Павел Кочуров, изгнанный за некие проступки из прихода, решил попасть в Лявленский монастырь на праздное место духовника. Он обратился к царю Михаилу Феодоровичу с челобитной, в которой просил, чтобы велено ему было служить у церкви Пресвятой Богородицы, что в Лявле, не упомянув о монастыре. Ходатайство было удовлетворено, о чем говорилось в грамоте от 2 февраля 1641 г. (копия грамоты хранилась в Сийском монастыре). Управлявший монастырем старец Иов с братией решились искать защиты у царя и в своей жалобе изобличили Кочурова в обмане. В ответ на это ходатайство Михаил Феодорович послал Холмогорскому стольнику грамоту, в которой предписывалось между прочим поручить наблюдение над Лявленским монастырем и его имуществом игумену Сийского монастыря Ионе. Возможно в то время « Сийское Евангелие» переходит от Лявли в Сию.
  Спустя недолгое время Лявленский монастырь стал считаться пустынью, и в нем проживал только один монах от Сийского монастыря, которому в помощь для совершения богослужений давались дьячки и пономари. В 1765 г. Лявленская пустынь была обращена в приходскую церковь с назначением причта, а прихожанами стали жители окрестных селений, приписанных до этого к Княжестровскому приходу.
  В Успенской обители стояло два деревянных храма Успенский и Никольский. Со временем, уже в приходской период церкви поменялись своими названиями.
  Единственным строением напоминающим о Успенском монастыре в Лявле является дошедшая до нас деревянная Никольская церковь. В книге «Краткое описание приходов и церквей Архангельской епархии» говорится, что Никольский храм деревянный, шатровый, срублен из массивных брёвен, крытый лемеховым шатром с главкой, высотой около 40 метров. И сруб, и декор Никольского храма выполнен простыми инструментами – топором и теслом, причём без единого гвоздя. В основе данного строения лежит «восьмерик», к нему с востока и запада примыкают два абсолютно одинаковых прируба – четверика, завершенных элементом «бочка». В одном из них находится алтарь, в другом – небольшая трапезная-притвор. Первоначально храм имел галерею на «выпусках» (специальное приспособление, державшее галерею), которая охватывала основной объем с трех сторон.
  Первоначально церковь была Успенской. Построена была в 1581 г. новгородской посадницей Анастасией над могилой ее брата Стефана, бывшего, вероятно, иноком Лявленского монастыря. С 1805 г. по 1845 г. богослужения в этой церкви не совершались из-за ветхости здания. В 1844 г. храм посетил архангельский военный губернатор маркиз Александр де Траверсе и пожелал за свой счет отремонтировать эту святыню. Объясняли это тем, что жене маркиза как-то ночью было явлено некое видение и предсказано, что ее тяжело больной сын выздоровеет, если ее муж восстановит древнюю церковь в Лявленском приходе. Узнав об этом, маркиз тотчас же приступил к делу и в 1845 г. привел эту церковь в надлежащий вид снаружи и изнутри. Тогда же был устроен новый небольшой иконостас хорошей работы, вызолоченный на полимент.
После возобновления храм был переименован из Успенского в Никольский, т.к. существовавшая тогда Никольская деревянная церковь обветшала и подлежала закрытию. Обновленный храм был освящен 1 июля 1845 г. Преосвященным Георгием в присутствии военного губернатора де Траверсе и других военных и гражданских чинов и при многочисленном стечении народа. В 1886 г. храм был перекрашен, покрыт железом и обнесен деревянной оградой на средства крестьянина Ухтостровского прихода Илариона Ермолина. Важнейшей святыней храма, столь же древней, как и он сам, была икона Успения Божией Матери (2,5 арш. х 2 арш.) в сребропозлащенной ризе (28 фунтов), изготовленной в 1861-1862 г.г. из разных привесов к иконе. Эта икона считалась чудотворной, хотя никаких сведений о ее происхождении не было.

Никольская церковь в Лявле.
  Рядом стоящая Успенская каменная церковь была построена в 1804 году. Постоена она была в замен упомянутой выше обветшавшей деревянной Никольской церкви, которая подлежала закрытию. Внешне церковь Успения мало изменилась с момента постройки. Она имеет паперть, состоящую из трёх ступеней, которая ведёт в притвор. Над притвором возвышается колокольня. Со звонницы уже несколько лет раздается удивительно легкий звон колоколов, так как они не очень больших размеров. Церковь Успения Божией Матери, построена архангельским купцом Андреем Харитоновым. В трапезе церкви, на южной стороне, находился теплый придел во имя свт. Митрофана Воронежского.

Успенская церковь в Лявле.
  В нескольких саженях от алтаря Никольской церкви находится выкопанный в давние времена святой колодец. Над ним был устроен амбар с двумя отделениями - мужским и женским, где набожные люди умывались и обливались. Появление колодца связанно с иконой Успения Божией Матери. Существовало предание о том, что икона находилась в сгоревшей когда-то церкви, причем во время пожара в XIV веке она чудесным образом спаслась и явилась на березе, неподалеку от места пожара. По другому преданию, это была напенная икона, т.е. явившаяся на пне и перенесенная торжественно священниками в церковь, с совершением множества разных чудес. Икону перенесли в деревянную Никольскую церковь. Через некоторое время у этой берёзы забил родник. Люди благоустроили его, сделав колодец, который и сохранился до наших дней. Над колодцем теперь установлена часовня.

Ссылки.
- С. М. Каштанов, Л. В. Столярова. Ещё раз о дате т.н. "Сийского" евангелия.
- Лявля.// Земли.
- Лявленский приход.// Малые острова России.
 

НАЗАД
Copyright MyCorp © 2024 Разработка сайта: Юрьев Алексей