Главная | Кожеозерский монастырь. | Регистрация | Вход
Правосл.календарь
Архив новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
НАЗАД

Кожеозерский монастырь.

Богоявленский Кожеозерский (Кожеезерский) монастырь является действующим православным мужской монастырьем в Архангельской и Холмогорской епархии. Расположен на Лопском полуострове, омываемом водами Кожозера - Архангельская область, Онежский р-н 110 км от г. Онеги
Монастырь основан преподобными Нифонтом и Серапионом Кожеезерскими в 1560 году. О прп. Нифонте известно не много. Согласно преданию, постриженник Сырьинской Успенской пустыни на Онеге, иеромонах Нифонт пришел на озеро Кожо в поисках уединения, в 1552 году. Но есть предположение что до появления Серапиона прп. Нифонт прожил в уединении более десяти лет. «Балие и ягоды были в пищу ему» – это всё, что известно нам о его пустынничестве. В 1557г. на Кожозере появляется второй житель – мирянин Сергий. Сергий был татарским царевичем. Имя его Турсас Ксангарович (Ксангирович или Гавирович). В 1552г., во время взятия Казани войсками Ивана Грозного, он попал в плен и был отправлен в Москву. Здесь он некоторое время прожил у боярина Плещеева, т.к. доводился родственником его жене – астраханской царевне. Здесь же в Москве Турсас был окрещен и наречен Сергием. Через 5 лет Сергий покинул Москву и до прихода к Нифонту обошел многие монастыри Севера в поисках подвижничества. Иеромонах Нифонт принял Сергия и постриг его под именем Серапиона (1557г.). Вскоре к двум первожителям присоединяются другие монашествующие. Когда братия выросла, Нифонт отправился в Москву просить об устроении монастыря, назад он уже не вернулся.
Узнав о кончине Нифонта, святой Серапиона сам отправился в Москву. Здесь он получил от Феодора Иоанновича царскую грамоту (от 30 сентября 1584 г.), которой предоставлялась земля для новой обители по 4 версты во все стороны, а митрополитом Дионисием была дана грамота с благословением на устроение монастыря. Возвратясь на Кожозеро, Серапион с иноками расчистил для пашни лес, оградил обитель оградой и построил храм в честь Богоявления Господня.
Из-за своей удаленности обитель использовалась правителями как место ссылки. При Борисе Годунове в Кожеозерский монастырь заточили князя Иоанна Сицкого, позднее – князя Бориса Львова, при Феодоре Алексеевиче решением собора был сослан в Кожеозерский монастырь духовник царя Алексея Михайловича Андрей Саввинов, есть упоминания, что позднее сюда ссылали раскольников-старообрядцев.
Сохранилось послание прп. Серапиона к царю Феодору Иоанновичу от 1595 г., в котором он просит освободить Богоявленский монастырь от податей и повинностей в виде содержания опальных людей. Причина та, что "им старцам и самим питаться нечем и беречь тех людей некому, а царской милостыни ни деньгами, ни хлебом не выдаётся, и они сами, приезжая, пашут пашню, а крестьян у них нет; сами же варят соль в Пияле для монастырского расхода".
Вторично Серапион едет в Москву через 14 лет (1599) со своим учеником Авраамием в царствование Бориса Фёдоровича Годунова (1598 – 1605), чтобы получить у патриарха Иова антиминс. Патриарх Иов (1589 – 1605) поставил Серапиона строителем монастыря, а Авраамий был посвящён в священный сан. Серапион и Авраамий, по всей видимости, останавливались в Чудовом монастыре Кремля, где их рассказы о далекой северной обители произвели сильное впечатление на братию, в особенности, на одного из них – инока Никодима, будущего подвижника Кожеозерского монастыря прп. Никодима пустынника Хозъюгского. На пожертвования, полученные монастырем в скором времени куплены за двести рублей земли четырех деревень по реке Онеге: Кернешка, Клещеево, Канзопелда и Пиява; пожалованы были также солеварни и тони на летней стороне Белого моря.

   

       
        Прп. Серапион Кожеозерский

В 1608 г. по собственной просьбе Серапион уходит в затвор, а игуменом был поставлен его ученик Авраамий. Скончался преподобный 27 июня 1611 года, оставив после себя монастырь с 40 иноками.
История монастыря текла негладко, братия жила недружно. Распри начались еще при строителе Серапионе. Из 40 человек братии выделилось пять монахов (быть может, интеллектуальное ядро обители). Серапион был отстранен ими от начальства, и два года (1606 – 08) они самовольно управляют обителью. Распря закончилась тем, что ученик Серапиона Авраамий был поставлен новгородским владыкой в игумены. После этого пять иноков отправились в Сибирь. В Заполярной «златокипящей» Мангазее они основали новый монастырь. Назвали его в память о покинутой обители - Кожеозерским Спасским Верхотурским. Исторические документы сохранили имена этих монахов-землепроходцев: Корнилий, начальник обители, Лонгин, Герман, Боголеп, Арсений. Четверо первых относятся к Собору Новгородских святых. Им установлены дни памяти: Корнилию - 27 июня по ст. стилю; Лонгину, Герману и Боголепу – 12 августа.
Игуменство Авраамия это время расцвета обители. В эти годы совершал свой пустыннический подвиг преподобный Никодим. Авраамий дружил с ним и не раз бывал в его пустыни. Перед смертью Авраамий принял схиму с именем Антоний. Скончался он, согласно преданию, 27 июня 1634г. и погребен был под одной плитой с Серапионом.
Вторым Кожеозерским игуменом, при котором скончался пустынник Никодим ( даты есть разные: 1635 и 1640гг.), был Иона. При нем монастырь продолжал благоденствовать, получал щедрые пожертвования. Патриарх Филарет (1619 –34) прислал колокол ценой в 60 рублей. От царя Михаила Федоровича была дана от податей обельная грамота с купленных деревень Пиялы и Тургасово от 19 марта 1635г. Много пожертвовали на монастырь бояре-братья – думный дьяк Григорий Васильевич и Борис Васильевич Львовы. Вотчины монастыря распространились на многие Беломорские и Поонежские деревни. Более того, монастырь располагал средствами, чтобы возводить в своих вотчинах храмы. Когда в монастырской деревне Малошуйской сгорел храм, то игумен Иона построил новый во имя святителя Николая Чудотворца, который сохранился до наших дней.
При игумене Ионе в монастыре произошло ещё одно событие, которому суждено было стать важным – на Кожозере появился безвестный монах Никон с о. Анзерский (Соловецкий архипелаг). Он был учеником преп. Елеазара Анзерского, обладавшим огромным духовным опытом. Но Никон без благословления ушел с Анзера летом 1639г. В море его настигает буря, он чудом спасается и на острове Кий, где в благодарность за спасение воздвигает крест, а в 1656г., будучи патриархом, учреждает островной Крестный монастырь. Очевидно, Никон целенаправленно держал путь на Кожозеро. Он знал об этом монастыре – вотчины двух обителей (Соловецкой и Кожеозерской) соприкасались. Были и духовные взаимоотношения _ монахи переходили из одного монастыря в другой. Датой прихода Никона на Кожозеро считают 1641 год. Придя на Кожозеро, Никон почти сразу удалился в пустынь, где вел суровую и аскетическую жизнь. Пустынь эта находилась в семи верстах от монастыря в устье реки Валеньги, впадающей в Кожу. В конце XIXв. Там стоял ещё крест, и сохранялись остатки его пещеры.
В 1642г. умирает игумен Иона. На его место братия избирает недавнего пришельца Никона. В короткое игуменство Никона монастырь достиг высокого благоденствия. Число братии выросло до ста. Монастырь занимался и благотворительностью: в церковь села Кянда были посланы утварь и книги. В 1646г. Никон отбыл из обители в Москву по монастырским делам. Там он знакомится с царем Алексеем Михайловичем и в скорее поставлен архимандритом московского Ново-спасского монастыря, в 1649 г. митрополитом Новгорода и Великих Лук, а в 1652 г. – патриархом всея Руси.
Монастырь часто страдал от пожаров. Первые храмы сгорели в 1634 г., при игумене Авраамии. Вновь построенные храмы снова гибнут в пламени в 1730 г. Срубленная братией в 1752 г. церковь над могилой Прп. Никодима Кожеозерского, в 1851 г. тоже стала жертвой пожара.
После 1764 г., вследствие оскудения монастыря и уменьшения числа братии, монастырь стал простым сельским приходом на протяжении более 90 лет. Но, по Указу Императора Николая I, последовавшему в мае 1855 г., он был возобновлён. Ему были возвращены земли и рыбные ловли. Обитель стала центром борьбы с расколом на западных окраинах Архангельской епархии.
Дело восстановления обители принял на себя соловецкий иеромонах Митрофан Правоторов. По благословению архиепископа Архангельского Варлаама, заинтересованного в восстановлении обители, он принял на себя все труды и хлопоты.
В 1849 г. Митрофан с четырьмя другими иноками пришел на Кожозеро и нашел здесь одни развалины. Храм пришел в ветхость, другие монастырские постройки не сохранились. Иноки поселились в курной избе. В следующем году ветхая Богоявленская церковь сгорела. Митрофан отправился в Архенгельск для сбора пожертвований. На собранные 400 рублей подрядили мастеров на строительство церкви.
Затем Митрофану предстояли мытарства по обеим столицам.
Прежде, чем возбудить ходатайство в Синоде, необходимо было изыскать средства для возобновления обители, поскольку на помощь казны рассчитывать не приходилось. Средства нашлись: московский фабрикант Павел Матвеевич Александров пожертвовал десять тысяч рублей. Митрофан переехал в Петербург и начал хлопоты в Синоде.
30 мая 1853 года последовало высочайшее утверждение постановления Святейшего Синода об открытии второго класса Кожеозерской пустыни "в самостоятельной степени, но без всякого от казны пособия". Средствами для содержания монастыря были назначены 689 десятин леса, 1800 сажен пахотной земли и рыбное Кожозеро. Позже Государственным Советом было отчислено во владение монастыря по четыре версты вокруг озера (как было в прежние времена) и местность, где находилась часовня преп. Никодима на речке Хозъюге.
Как упоминалось, после упразднения монастыря на его месте возникла деревенька и теперь, по возобновлении обители, крестьяне не хотели по доброй воле уходить с обжитого места. Между ними и возобновленным монастырем возникла тяжба. Однако дело их было проигрышным. "Поселившиеся ранее и не желавшие уходить с монастырской земли крестьяне, по указу Палаты Государственных Имуществ 10 окт. 1862 г. были удалены".
В монастыре разворачивается грандиозное каменное строительство, при игумене Питириме строится знаменитая «монастырка» - дорога, соединившая обитель и д. Петровская (свыше 60 км.). К концу XIX века в монастыре было 25 монахов во главе с архимандритом. К этому времени в обители находились две каменных (Богоявленская и Предтеческая) и одна деревянная церкви. В деревянном храме хранились мощи преподобного Никодима Хозьюгского.



Единственная ветряная мельница-шатровка в музее «Малые Корелы» привезена из бывшего Кожозерского монастыря Онежского района. Она была построена в 1902 году.

С приходом советской власти наступил трагический период Кожеозерского монастыря. В 1917 -18 годах были попытки его разграблению, но местные жители имели хорошое отношение к нему и заступались за обитель. Трагедия произошла в сентябре 1918 г. Монастырь был захвачен и разграблен отрядом «красных» партизан из д. Кривой Пояс. От их рук погибли 7 человек: игумен Арсений (Шульгин Андрей Григорьевич), инок Иоанникий (Яков Спицын), иеромонах Пантелеймон, монах Илья, послушник Михаил Черепанов, работница Марфа Зайцева, богомолец Иван Яковлевич Анцыферов, как оказавшие сопротивление, а остальные монахи изгнаны.
3 июня 1919 г. начинается осада монастыря войсками «белых». Партизаны были выбиты, а зданиям артобстрелом нанесён значительный урон.
При Советской власти на территории монастыря была коммуна, потом - колхоз. Постепенно постройки монастыря пришли в запустение.

В первое столетие существования монастыря здесь явился целый букет подвижников Православия. Это первый строитель обители преподобный Серапион. Преподобный Авраамий (в схиме Антоний Кожеозерский) стал еще при жизни Серапиона первым игуменом Богоявленской обители. Преподобный Лонгин Кожеозерский станет игуменом древнего Спасо-Каменного монастыря. Известный своей ученостью преподобный Боголеп Кожеозерский составил историю строительства обители и стал автором жития своего наставника. Преподобный Леонид Устьнедумский основал под Устюгом свой монастырь и стал одним из первых просветителей пермяков. Преподобный Корнилий Кожеозерский освятил своими подвижническими трудами Мангазею – первый русский заполярный город, основав здесь Кожеозерский Спасский Верхнетурский монастырь. Здесь же подвизался и преподобный Герман Кожеозерский. Ну, и конечно же, и ныне особенно почитаемый в этих местах преподобный Никодим, пустынник Хозъюгский.
В конце XXвека Кожеозерский монастырь снова стал возрождается. Первым шагом к восстановлению обители стал поклонный крест, установленный в 1991 г. В августе 1997 г. начались восстановительные работы на надвратном храме И. Предтечи (переосвящённый позднее в честь Тихвинской иконы Божией Матери). Строителем возрождающегося монастыря назначен иеромонах о. Михей (Разиньков). Постепенно налаживается жизнь монастыря: регулярно ведутся службы, крепнет хозяйство, устраивается быт…


Храм Тихвинской иконы Божией матери Кожеозерского монастыря.

Ссылки.
- С. Переслегин. История Кожеозёрского Богоявленского монастыря с момента его оснавания до середины XVII века.
- С. Головченко. Краткая история Кожеозерского монастыря.
- Е. Григорьева. САМЫЙ ТРУДНОДОСТУПНЫЙ МОНАСТЫРЬ РОССИИ.
 


НАЗАД
Copyright MyCorp © 2024 Разработка сайта: Юрьев Алексей