Главная | Юрьевогорская пустынь. | Регистрация | Вход
Правосл.календарь
Архив новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
НАЗАД

Юрьевогорская пустынь.

Современное расположение бывшего Юрьевогорского Дамиановского Троицкого монастыря - Национальный парк "Водлозерский", нежилая деревня Юрьевы горы у Монастырского озера, Онежский р-он, Архангельская обл.
Основателем пустыни был преп. Диодор (в малой схиме Дамиан). Он родился в конце XVI в. от благочестивых родителей - Иерофея и Марии в д. Матвеевке, вошедшей в Городецкий приход Онежского уезда (в селе Турчасове Каргопольского уезда), при крещении был назван Диомидом. В 15 лет Диомид, с благословения родителей, поступил в Соловецкую обитель и в 20 лет принял монашество с именем Дамиан от игумена Антония (1605-1612 г.г). Преп. Диодор проникся любовью к уединению как и многие соловетские старцы-пустынники. Пройдя многие послушания он удалился для пустынного жительства. Братия монастыря увидев в отшельничестве угрозу для общежительства соловетской обители упросиле насоятеля вернуть пустынников в монастырь. Вместе с ними в монастырь возвратился и преп. Диодор.
Через год после этого преп. Диодор, видя нерасположение к себе со стороны братии и ища пустынножительства, решился оставить Соловецкую обитель и на малой лодочке приплыл к устью р. Онеги. Поднявшись вверх по реке, он желал было поселиться близ Почиозера, у озер Вананских или у Кенозера на Тыр-Наволоке, но, не принятый местными жителями, удалился к горе Юрьевой. На месте покинутой деревне, на восточном склоне, близ Юрьевского (Монастырского) озера, устроил себе келию и установил крест.
Недолго Дамиан оставался в уединении: молва о нем вскоре разнеслась по селениям и привлекла к нему многих ревнителей иноческого житья, из коих первым был его ученик Прохор. Тогда преподобный отправился в Москву и от великой старицы Марфы Иоанновны получил все нужное для церковного строения, а от Новгородского митрополита Киприана – грамоту на устроения храма, антиминс и иеромонаха для священнослужения. Дамиан устроил две деревянные церкви: во имя Живоначальной Троицы и в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Так было положено начало Дамиановской Свято-Троицкой пустыни, которая тогда же была приписана к Каргопольскому Спасо-Преображенскому монастырю. Преп. Дамиан, прибыв в Каргополь по делам своей обители, почувствовал близость своей кончины и, приняв схиму с именем Диодор,
Кончина преподобного Диодора наступила 27 ноября 1633 года. После кончины тело его пребывало нетленным. Спустя два месяца после смерти, братия Троицкого монастыря перевезла его мощи в Свято-Троицкую обитель. Похоронен он был рядом с монастырским собором, где от его мощей также совершались чудеса. Память его празднуется 27 нояб. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.
Дальнейшая история обители кратка. По кончине Дамиана строителем пустыни становится старец Феодосий. В 1637 году он получает царскую грамоту на безоброчное владение пустошами Лузой, Корколой и починком Калгачихой, а деньги, которые прежде платил монастырь со своих скудных вотчин, царь даровал монахам "на темьян и на ладон, и на свечи". В той же грамоте говорится: "А братью в тое пустыню призвал и строил Соловецкого монастыря постриженник старец Демьян, и собралось при нем братии тридцать человек да трудников семнадцать и питаются де они своими трудами".
Еще через двадцать лет в подтвердительной грамоте 1657 года царя Алексея Михайловича назван строитель старец Пахомий, а еще через двадцать лет в 1677 году в подтвердительной грамоте царя Федора Алексеевича значится строитель старец Тихон. В 1684 году в монастырь прислана грамота от царей Иоанна и Петра, но при каком настоятеле неизвестно. По переписи 1678 года Диодоров монастырь показан пустым: на какое-то время, по неизвестной причине – эпидемии или голоде – монахи покидают его, затем скудное существование обители продолжается.
В документах семнадцатого века постоянно отмечается удаленность пустыни и трудность пути к ней: "от мирских людей удалено и непроходим путь летним временем и злонужной".
Тоже и в документах восемнадцатого века: "во оную пустынь летним временем пути не было" и "оттуда за непроходимыми болотами до настоящего зимнего пути /попасть/ никак невозможно".
В 1721 году пустынь была приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю, в 1727 году вновь обрела самостоятельность. Числилось за ней 10 крестьянских дворов и 103 души. В 1764 году монастырь преобразован в Юрьевогорский приход. В год упразднения обители, проживало в ней пять монахов.
Сохранилась опись монастырского имущества, сделанная священником Алексеем Ивановым и дьячком Александром Стефановым с Почозера. Описав монастырские ценности, по количеству и богатству превосходившие уровень малой обители, как то 22 образа в церквах, иные в серебрянных окладах и под золотым венцом, серебрянные церковные сосуды, дорогое шитье на гробнице Диодора, служебные книги, печатные и рукописные, а также хозяйственный инвентарь, как то складские помещения, конюшенный и скотный дворы, сгнившие сети и прочее, составители списка отмечают невозможность вывезти обширное монастырское имущество: "аще не токмо каких вещей везти, но и человеку за непроходимою дорогою до настоящего зимнего пути выходить с великою нуждою". Оставленные без присмотра монастырские ценности были разграблены. Иконы были перепроданы в Даниловский и Лексинский старообрядческие скиты.
Основанные преп. Дамианом Троицкий и Введенский храмы сгорели от удара молнии в 1790 г. Вместо них была построена деревянная двухэтажная церковь. Строительство началось в 1792 г. В 1890 г. эта церковь отремонтирована исключительно стараниями священника Пятницкого. Престолы: в верхнем холодном этаже - Свято-Троицкий и Введенский, освящены 18 и 19 декабря 1803 г., в нижнем этаже - Зосимо-Савватиевский, устроенный в 1847 г. Здесь под спудом покоились мощи преп. Диодора, над ними установлены были деревянная рака и часовня.
В советское время приход закрыли, а вскоре и деревня перестала существовать

Ссылки.

- Г. Русский. Клейма к иконам северорусских святых.
- Отшельничество на Соловецких островах. // Соловки энциклопедия.
- Юрьевогорский приход.// Православные приходы и монастыри Севера.
 


НАЗАД
Copyright MyCorp © 2024 Разработка сайта: Юрьев Алексей