Главная | Александро-Ошевенский монастырь | Регистрация | Вход
Правосл.календарь
Архив новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
НАЗАД

Александро-Ошевенский монастырь.

Ошевенск находится в 45 км от Каргополя и расположен на берегах небольших рек Чурьеги и Халуй. Раньше это была обширная волость Каргопольского уезда (сейчас Каргопольский район Архангельской области) состоящая из 12 деревень, две с половиной тысячи жителей. Сейчас это село с постоянным населением около 600 человек, состоящее из пяти деревень: Погост, Ширяиха, Низ, Гарь и Халуй.
Александро-Ошевенский монастырь – единственный из сохранившихся в Каргопольской округе. Основан он иноком Александром Ошевенем в XV веке. Александр был крестьянским сыном, уроженцем белозерских приделов – с Вещозера, вблизи озера Воже. В юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, пришел на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырех верстах от города устроил пустынь на месте дикого леса. Уже и в то время, в XV веке, земли эти были отнюдь не безлюдны, принадлежали они новгородской боярыне Настасье. Эта боярыня выдала Никифору, отцу Александра, грамоту на заселение слободы и на владение окрестными угодьями. По всей видимости, предприимчивым богатым крестьянам, какими были отец и родственники Александра, представлялось не лишним иметь в своей слободе монастырь «на помин души».
Новгородский архиепископ Иона выдал подвижнику грамоту и антиминс на освящение храма, а боярыня Анастасия и сын ее Георгий четырьмя жалованными грамотами закрепили за монастырем право на земельные владения, где собирался Александр возводить свою обитель. Так в 1460-е годы возник Александро-Ошевенский монастырь. Монастырские строение были деревянные. Преставился преп. Александр 20 апреля 1479 года в возрасте 52 лет. Похоронили его по правую сторону алтаря в возведенной им Никольской церкви.
После кончины Александра в течение 8 лет в монастыре происходили различные нестроения, предсказанные самим святым. Пришлые иноки стали уносить из монастыря монастырские книги, утварь, и даже одежду и обувь. Монастырь опустел, в нем осталось только пять пожилых монахов. Крестьяне, видя такое разорение обители, начали осваивать монастырские угодья. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нем возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена еще одна деревянная церковь — и честь Успения Богородицы. Каменные строения относятся к XVIII-XIX векам. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел разорить воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Грозного Анастасии; в те же годы инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз и XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи. Однако все эти невзгоды не помешали монастырю на протяжении всей истории его существования заниматься духовным просвещением местного населения
В 1707 году выстроено сохранившееся здание Успенского храма. В 1834 году возведён существующий ныне надвратный Никольский храм. Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала основателей шести обителей. Из неё вышел Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший Антония Сийского (Троицкий Сийский монастырь); преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, иноки Сергий и Лонгин (Макарьевская Хергозерская пустынь) и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители.
Перед революцией монастырь имел довольно развитое хозяйство: скот, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел. В 1928 году обитель прекратила существование. В 1928 году рака с мощами преподобного Александра Ошевенского в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного Советов была вскрыта. Строения бывшей обители вскоре были превращены в развалины. В конце 1960-х годов был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 70-х годов под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа).
С 1907 года монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с часовней в честь святого Пантелеимона. Монахи покинули подворье в 1919, а окончательно закрыто оно было в январе 1931.

В настоящее время Александро-Ошевенский монастырь представляет собой весьма печальное зрелище. За обветшалой каменной монастырской стеной, имеющей форму почти ровного квадрата, путешественник может увидеть развалины двухэтажной Успенской церкви (1707 года), примыкающей к ней с западной стороны колокольни и некоторых других построек XVIII—XIX вв. Кирпичная ограда большей частью отсутствует. Из четырех угловых башен ограды осталось только две. Войти в монастырь можно через Святые ворота с примыкающим к ним настоятельским корпусом, построенные в провинциальном ампирном стиле. Святые ворота находятся в несколько лучшем состоянии по сравнению с другими постройками монастыря, хотя отсутствие окон в настоятельском корпусе и навевает ассоциации с "домом под снос". Впереди – прямоугольный в плане монастырский двор, густо заросший высокой травой, обнесенный каменной стеной, местами сильно разрушенной, с башенками по углам. Посредине двора – деревянный крест с иконой на нем. Слева – старинное мраморное надгробие.


В Ошевенском монастыре почитались камни со следом ступни. Один из них находится в д. Поздышево (20 км от Каргополя), а другой недалеко от монастыря. По преданию, «следы» на камнях были оставлены преподобным Александром, поэтому прикосновение к ним обладает целительной силой. Паломники, ходившие в Александро-Ошевепский монастырь, босою ногою становились в эти «следы», веря в скорое избавление от болезней.
На территории монастыря находятся:
1. Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1707 г. - гланый храм монастыря. Ранее это был большой двухэтажный храм с шестью приделами. На текущий момент это руины, которые предстоит как-то восстанавливать (сейчас речь идет о том, чтобы их как-то хотя бы законсераировать). В конце 80-х приехали реставраторы, разобрали на этом храме текущую крышу, но в результате уехали и оставили храм погибать без крыши вообще. По всей видимости, под спудом этого храма покоятся мощи основателя монастыря Александра Ошевенского2. Надвратная церковь Николая Чудотворца 1834 г. Церковь минимально восстановлена. В ней совершаются регулярные богослужения.
3. Каменная ограда с башенками. Часть ограды утрачена (будет восстанавливаться). 4. Колодец, выкопанный самим Александром Ошевенским. Когда-то над колодцем была уникальная как бы часовенка. Но так как она полностью сгнила, то пока поставили современное обрамление. 5. Монастырский корпус и Игуменский корпус (законсервирован).
Настоятели:
1. Преп. Александръ Ошевенскій, основатель монастыря во второй половинѣ XV вѣка.
2. Максимъ, его ученикъ.
3. Вассіанъ I.
4. Вассіанъ II.
5. Кириллъ.
6. Герасимъ.
7. Зосима.
8. Евстратій.
9. Евѳимій I.
10. Евѳимій II.
11. Ѳеогностъ.
12. Титъ.
13. Iосифъ I.
14. Діонисій.
15. Вассіанъ III.
16. Iосифъ II.
17. Iосифъ III.
18. Кассіанъ.
19. Евѳимій III.
20. Антоній.
21. Iона.
22. Аѳанасій.
23. Iоакимъ, потомъ архимандритъ крестнаго монастыря.
24. Рафаилъ.
25. Евгеній I.
26. Апполосъ, 1790 г. произведенъ во второкласный Архангельскій монастырь въ архимандрита и опредѣленъ ректоромъ Архангельской семинаріи.
27. Никонъ съ 1790 г. скончался въ крестномъ монастырѣ.
28. Варлаамъ, 1798 1800, переведенъ въ Новгородскій Кирилловъ монастырь.
29. Мисаилъ, 1800 г. изъ строителей Дымскаго монастыря, тогожъ года 14 декабря переведенъ въ Отенскій монастырь.
30. Варлаамъ, 1800, обратно переведенный 14 декабря изъ Кириллова монастыря.
31. Захарій, 1804 1805, переведенъ въ Отенскій монастырь.
32. Иринархъ, съ 1805 г., изъ іеромонаховъ Александро-Невскихъ.
33. Евгеній II, съ 1813 1819, изъ казначея Новгородскаго архіерейскаго дома, здѣсь и скончался.
34. Iосифъ IV, 1820 1825, игуменъ, 1825 1841, архимандритъ и кавалеръ ордена св. Анны 3-й степени, скончался, по пріѣздѣ въ городъ, въ Спасо-Каргопольскомъ монастырѣ , 1841 г. въ сентябрѣ.
35. Амфилогій, архимандритъ, 1842 1845, переведенъ изъ Антоніева третьекласнаго монастыря, и вмѣстѣ былъ смотрителемъ Петрозаводскихъ духовныхъ училищъ; переведенъ въ Спасскій монастырь.
36. Анастасій, архимандритъ 1845 1852, переведенъ изъ іеромонаховъ Курскаго архіерейскаго дома.
37. Наѳанаилъ, архимандритъ 1852 1866 годъ.
38. С 1866 года Викторинъ, изъ инспекторовъ Вологодской духовной семинаріи, по духовному чину – игуменъ.

Ссылки.
- Лу качев С. Александро-Ошевенский монастырь.
- Житие Преподобного Александра Ошевенского.
- Александро-Ошевенский монастырь.// НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МИРНОГО.
- Барсов Е. В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями.
 

НАЗАД
Copyright MyCorp © 2024 Разработка сайта: Юрьев Алексей