РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
(из творений святителя Феофана Затворника)
Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова, повеселимся же теперь и порадуемся. Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила пред ними пост — некоторое стеснение, чтобы, вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том, она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтоб самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтоб не забылся кто, веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу рождшегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней сих занятия: Христос рождается — славите. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладилась душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху.
Славьте Христа: это не то, что — составляйте длинные хвалебные песни Христу, — нет; но если, помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! — этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако ж, небеса и внидет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом, — и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к сему следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу... Ждет заключенный день-другой, ждет месяцы и годы... не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец показались признаки, что скоро-скоро; внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором; вот спадают запоры — и входит избавитель... Слава Тебе, Господи! — восклицает невольно узник. — Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий! Другой случай: больной, покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства и много переменил врачей; терпение его истощилось — и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач, всех вылечивает, и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его — обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного... Проходит час, другой, более, — беспокойство снова начинает точить душу его... Уже под вечер кто-то подъехал... идет... отворилась дверь — и входит желанный... Слава Тебе, Господи! — вскрикивает больной. Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор, и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза производит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит: слава Тебе, Господи! Приблизьте эти случаи к себе, и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами — пришел Господь-Примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей — пришел Врач душ и исцелил нас... Были мы в узах рабства — пришел Освободитель и разрешил узы наши... Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими — и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос!
Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное рождшимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, кои испытывают это в себе, незачем говорить: "Радуйтесь", потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что говорить: "Радуйтесь", они не могут радоваться. Связанный по рукам и ногам, сколько ни говори ему: "Радуйся избавлению" — не возрадуется: покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: "Пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслех, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас (обладающих вами) зол, ибо этот Младенец — Христос, Спас мира".
Желалось бы видеть всех радующимися именно этою радостью и не хотящими знать других радостей: но не все сущие от Израиля суть Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори: "Укротитесь" — они затыкают уши свои и не внемлют, и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: "Мерзость Мне все эти празднества ваши!" И действительно, многие из наших увеселений общественных суть воистину мерзость языческая, то есть одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: "Что сделал Ты мне Рождеством Своим и Воскресением? Все ко мне идут!" Но да проносятся чаще во глубине сердца нашего слова 50-го псалма: оправдится Господь во словесех Своих и победит, внегда судити Ему...
Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие, оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет, а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает, и, ведая сие, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: "У них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога".
Святитель Феофан Затворник
НОВОСТИ ДЛЯ НОВОГО ГОДА
"С Новым годом, с новым счастьем!" — приветствуем ныне друг друга. Но вдумывался ли кто-нибудь из нас, как это наступающий год может быть новым годом? И откуда возьмется в нем что-нибудь новое? Чем разнится, например, настоящий день от вчерашнего или от первого дня прошедшего года? И впереди не та же ли будет смена дней и ночей, не то же ли чередование месяцев и времен года, как было прежде? Что было, тожде есть, говорит Премудрый, еже будет; что было сотворенное, тожде иматъ сотворится. Ничто же ново под солнцем! Иже возглаголет и речет: се, сие ново есть, — уже быстъ в летех, бывших прежде нас.
Так что же, значит, смысла нет в приветствиях наших? Быть не может, чтобы такой всеобщий и освященный древностью обычай не имел смысла, и смысла глубокого. Должно быть что-то истинно новое, в которое, несмотря на окружающую нас ветхость, верует душа, которого с уверенностью ищет и чает она и появление которого готова приветствовать во всем, что в каком бы то ни было отношении кажется ей новым.
Что ж бы это такое?
Будет, говорит Господь, небо ново и земля нова. Потому-то все мы, верующие, нова небес и новы земли, по обетованию Его, чаем. Вот первая настоящая новость! Она откроется во всей своей славе уже по кончине мира, когда все перечистится огнем, но приготовление к ней начато почти с первых дней бытия неба и земли и действует с того времени — конечно, незримо для взора чувственного, но зримо для умного взора веры. Обновительные силы, положенные в круг временного течения тварей, так действенны и верны, что апостол, при мысли о них, так воззвал: древняя мимоидоша, се быша вся нова, и, обозрев умом всю тварь, вкусившую от начатков обновления, слышал даже сетование ее о том, что не скоро приходит время, когда она сбросит теперешнюю одежду ветхости и тления и облечется в новую, полную светлой, играющей жизни.
Таким образом, в настоящем нашем положении одно представляется совне, а другое действует внутри, и в нас, и вне нас. Настоящее состояние — и наше, и всего мира — есть состояние переходное, похожее на состояние больного, обложенного пластырем, или дерева, замершего на зиму, или вновь строящегося дома, загроможденного лесами. Придет срок, снимут с больного обвязки — и он явится здравым и исцеленным; кончится постройка, примут леса — и все увидят новый дом во всей его красе; придет весна нового века — и древо бытия мира, теперь голое, покроется листьями, цветами и плодами.
Такова первая новость, которую можно назвать вселенскою. Но есть подобная же новость и для каждого из нас, которая входит в нас и являет силу свою, когда мы становимся причастниками восстановительных сил, принесенных Спасителем нашим на землю. Аще кто во Христе, нова тварь. Известно всем и каждому, что все силы к новой жизни вверены святой Церкви, и все истинные чада ее несомненно исполняются ими и принимают обновление чрез них. Начало этому обновлению полагается во святом крещении, в котором мы совлекаемся ветхого человека и облекаемся в нового, или возрождаемся к новой жизни. В тех, которые сохраняют благодать крещения, сила внутреннего обновления не перестает действовать; в тех же, которые по крещении впадают в смертные грехи, она прекращается, но снова начинает действовать, когда в таинстве покаяния они опять приобщаются жизни Божией о Христе Иисусе. В крещении ли или в покаянии получит кто благодать обновления, но если он хранит ее и поступает по ее требованиям, то семя новой жизни в нем уже не замирает, а все более и более растет и крепнет, исполняясь премудростью и разумом духовным, нравственною красотою и крепостью характера и внутренним радованием о Духе Святом, хотя наружно он бывает и нищ, и беден, и наг. При некрасивой наружности зреет внутренняя красота, как красивая бабочка в некрасивом своем клубочке. Созревши, бабочка разрывает оболочку и начинает радоваться жизнью на свете Божием. Так и потаенный наш человек, созревши в теле немощном, когда судит Бог, сбрасывает эту оболочку, восходит горе и начинает там жить вполне обновленною жизнью у Самого Источника жизни.
В этом, собственно, и предназначение наше. Потому-то образ этого обновления и предносится в душе, и сознание его обнаруживается в ее предчувствиях и тайных желаниях даже и тогда, когда она бывает чужда обновительных сил. Вот причина, почему мы так любим новое и так заботливо ищем его!
Надо стать новым в себе, и жажда нового будет удовлетворена и постоянно удовлетворяема, ибо новая духовная жизнь во Христе Иисусе по своему существу постоянно нова; постоянно же присущая внутрь нас новость будет утолять жажду нового. Господь да сподобит сего всех нас!
Святитель Феофан Затворник
ВСТРЕТИМ ХРИСТА
Вспомним, братья и сестры, Кто избавил нас от греха, Кто омыл нас водами Крещения, Кто сошел во ад и освободил томящиеся души, Кто научил нас взывать: "Отче наш" и привел нас к познанию Отца Небесного, Кто Крестом Своим искупил нас, Кто возродил и дал нам надежду воскресения? Все это сделал родившийся ныне в вертепе Младенец, Которого мы должны прославить. Чем же, скажите? А вот чем: мы должны от всего сердца сказать: "Слава Тебе, Господи, за то, что родился Иисус Христос". И не только здесь говорить эти слова, но и дома стараться чаще повторять их, говоря: "Слава Тебе, Господи, за то, что родился Иисус Христос". Это будет прославлением Его сегодня в наших душах.
Говорит Церковь: "Христос с небес — срящите". Какую же мы должны приготовить Ему встречу? Когда у нас бывает кто-нибудь именинник, то чем-нибудь стараемся порадовать его, что-нибудь подарить ему. Так как же мы должны встретить и что принести нашему Господу? Встречей Ему будет чтение Священного Писания и размышление о своем спасении, о том, как мы немощны, как быстро падаем и как редко встаем, ибо самое большее, чего желает от нас Господь, — это спасения. А потом надо постараться сделать что-нибудь доброе, чем-нибудь доказать любовь свою к Богу, порадовать Его, ибо это есть действительно встреча Христа, потому что к Богу можно прийти не на крыльях, не на чем-нибудь другом, а через сердечное настроение.
Затем поют: "Христос на земли — возноситеся", то есть поминайте Его, как он жил на земле. Иные жалуются на условия жизни, а вспомните, что Господь родился в пещере; у нас есть хоть какое-то ложе, а Христос лежал в яслях для скота. У нас есть хоть какая-нибудь печь, чтобы согреться, а Христа согревали дыханием волы и ослы, которые были в пещере. У нас есть какая-нибудь подстилка, а Христос спал на соломе. Поэтому мы должны вспоминать Христа, как Он родился в убогих яслях вифлеемских, как пришел на землю, в каких условиях облекся в плоть, и если выпадет на нашу долю печальное, не будем унывать, а с покорностью воле Божией переносить все, помня образ Младенца Христа, возлегшего в ясли. Итак, вот что нужно нам делать, чтобы провести достойно сегодняшний день, чтобы славить Христа, встретить Его и возноситься от земли. Нужно эту дивную светоносную ночь и весь день провести в размышлениях о своем спасении, читать Священное Писание и сделать что-нибудь доброе. Затем нужно, чтобы славить Его, повторять чаще: "Слава Тебе, Господи, за то, что родился сегодня Иисус Христос". Надобно размышлять о том, как пришел на землю Иисус Христос, в скорбях приводить Его на память, вспоминая обстоятельства Его рождения, и не роптать на тяжесть жизни, с благодарностью принимая все, умоляя об одном только: "Ими же веси судьбами спаси меня, недостойного раба Твоего, Тебе же слава, честь и держава во веки веков". Аминь.
Епископ Вениамин (Милов)
РОЖДЕСТВО
Для детей среднего школьного возраста
Действующие лица
Первый пастух.
Второй пастух.
Третий пастух.
Ангел.
Первый волхв.
Второй волхв.
Третий волхв.
Царь Ирод.
Управитель.
Короткая музыкальная заставка.
На сцене три пастуха. Собирают заранее разбросанный по полу хворост.
Первый пастух. Мы пастухи. Пасем мы стадо.
Ночь холодна, я весь продрог!
Второй пастух. Ты прав, мой брат — погреться надо.
Сейчас затеплим огонек...
Третий пастух. Собирайте хворост по долине!
Терновник высохший — сюда!..
Складывают «костер».
Первый пастух. Мне что-то кажется, что ныне
Ночь не такая, как всегда...
Третий пастух. И вправду — мир как будто замер.
Такого не было вчера!
Второй пастух.
Кладет в «костер» зажженный фонарик.
Ну вот — бежит по сучьям
пламя.
Давайте греться у костра!
Появляется
Ангел.
Ангел. Слава в вышних Богу, и на земли мир,
в человецех благоволение!
Пастухи падают на колени.
Первый пастух. О небо!
Второй пастух. Прекрасный юноша, кто ты?
Третий пастух. И что значат твои слова?!
Ангел. Я — Ангел Божий. Я пришел возвестить,
что нынче в вашей пещере
родился Спаситель мира, Божественный Младенец…Идите поклониться Ему!
Уходит.
Первый пастух. Был Ангел в здешней стороне?
Не показалось это мне?
Третий пастух. Скорей воротимся в пещеру;
Я не могу до свету ждать,
Чтоб, эту весть приняв на веру,
Ее воочью увидать!
Второй пастух. А стадо? Вдруг с ним что случится?
Первый пастух. Оставь его; идем скорей
Христу-Младенцу поклониться.
Спасителю, Царю царей!
Третий пастух. Пойдемте ж, братья!
Первый и второй пастухи. Пойдемте...
Уходят.
Под потолком сцены – большая серебристая (синяя) звезда.
В обоих углах сцены и посередине - Три волхва.
Первый волхв. Не ошибся ли я?
По всему выходит,
что в мире уже родился
Божественный Младенец.
Я жду только знака,
чтобы пойти поклониться Ему.
Смотрит вверх.
А вот и знак - новая
звезда на небосводе!
Она поведет меня к Господу.
Делает несколько шагов вперед
и оказывается на середине сцены.
Второй волхв. Много лет слежу за звездным небом,
но впервые вижу столь яркое
и прекрасное светило! Не иначе,
оно знаменует рождение на земле Спасителя.
Пусть же эта звезда укажет мне путь к Его
бесценной колыбели!
Делает несколько шагов вперед
и оказывается рядом с Первым волхвом.
Третий волхв. Древние книги говорят,
что великое событие скоро сбудется...
Смотрит вверх.
Что за сиянье на небосводе? Несомненно, новая звезда возвещает
рождение Богомладенца!
Делает несколько шагов вперед и оказывается
рядом с Первым и Вторым волхвами.
Первый волхв. Мы звездочеты, мы провидцы.
Мы в тайны все посвящены.
Идем Младенцу поклониться
Мы каждый из своей страны.
Второй волхв. По гласу Божьего веленья
Ведет нас яркая звезда —
Через пустыни и селенья,
Через леса и города.
Третий волхв. Прозреньем движимы во всем,
Дары Младенцу мы несем.
Первый волхв. Смотрите — кажется, дорога
Нас в новый город привела.
Второй волхв. Мы не спросили, между тем,
Как он зовется?
Третий волхв. Вифлеем.
Первый волхв. С молитвой, как под сень Эдема,
Войдем в ворота Вифлеема.
И, путь наш далее творя,
Разыщем здешнего царя.
Уходят. С другой стороны сцены
выносится трон Ирода.
Выходит
Ирод
и трижды хлопает в ладоши.
Появляется
Управитель
Ирода.
Управитель. Что прикажешь, о царь, Славнейший
и могущественнейший Ирод?
Ирод. Принеси вина и сластей!..
Впрочем, нет — вино не возвеселит моего сердца, а сласти не усладят гортани,
ибо дух мой тревожен. Что в городе?
Управитель. О прекраснейший из прекраснейших!
В городе все спокойно.
Ирод. Чем занят народ?
Управитель. Трудится, как обычно,
на благо своего бесценного повелителя.
Ирод. Нет ли слухов о бунтовщиках,
злоумышленниках против моей власти?
Управитель. Да грянет гром на их головы!
Ничего такого не слышно.
Ирод. Что еще ты имеешь мне сообщить?
Управитель. Нынче утром, о великий Ирод, к воротам города
подошли трое чужеземцев. Они просят,
чтобы ты допустил их пред лицо свое.
Ирод. Чужеземцы?.. Что же, они богаты?
Велика ли свита, сопровождающая их?
Управитель. О мой повелитель! При них вовсе нет свиты.
Ирод. Стало быть, это бедняки! Как смеешь ты
говорить, чтобы я допустил их пред лицо свое!
Управитель. О мудрейший из мудрейших!
Эти чужеземцы — не простые люди: весь их вид изобличает знатность и достоинство.
Одежды их богаты, а лица сосредоточенны —
видно, что они помышляют о чем-то необычайно важном...
Ирод. Вот как! Ну что ж, введи их сюда!
Управитель. Сию минуту, мой повелитель!..
Входят волхвы, кланяются
Ироду.
Ирод. Кто вы такие, почтенные чужеземцы, и зачем
пришли в мой город?
Первый волхв. Царь, вовеки живи!
Мы узнали, что в твоем городе —
Либо где-то неподалеку —
рожден Царь царей,
Божественный Младенец.
Он — Спаситель мира.
Ирод (в сторону). Странные речи!
Они тревожат меня непонятной тоской —
словно я тоже хочу радоваться этой радостью,
но чувствую, что она — не для меня. (Волхвам.)
Ну а почему вы назвали Его — Царь царей?
Первый волхв. Он — самый главный Царь;
Властелин всей вселенной.
Ирод (в
сторону). Стало быть, Он может
Захватить и мое царство!
(Волхвам.)
Итак, вы ищете Его?
Второй волхв. Мы ищем то благословенное место,
где могли бы поклониться Ему.
Ирод. Благочестивые мудрецы!
Я не знаю, где находится этот Царь царей,
Божественный Младенец, — но очень
хотел бы знать.
(В сторону.)
Чтобы убить Его!
(Волхвам.)
Когда вы найдете Его, посетите меня вновь,
чтобы рассказать, где Он.
Волхвы. Да будет так!
Кланяются и уходят.
Ирод. Они мне поверили!
Они вернутся и скажут,
где найти этого небывалого Младенца!
А я пошлю туда стражников с мечами.
Пусть Младенец умрет!
Мне не нужно никаких царей,
кроме себя самого!
Убегает со сцены.
С другой стороны сцены выходят преисполненные счастья волхвы.
Первый волхв. Свершилось!..
Второй волхв. Сбылось!..
Третий волхв. Мы видели Спасителя —
об этом невозможно сказать словами!
Закончим же путь в молчании...
Несколько минут играет музыка, волхвы идут по сцене.
Первый волхв. Сейчас наш путь лежит к Ироду —
рассказать ему, как найти Богомладенца…
Второй волхв. Несомненно, он тоже хочет
поклониться Спасителю!
Третий волхв. Идемте же к воротам Вифлеема...
Появляется Ангел.
Ангел. Отныне к Ироду, волхвы,
Не возвращайтесь больше вы.
Исполнен злобы и коварства,
Страшась за власть свою и царство,
Замыслил в сердце он, злодей,
Убить Спасителя людей!
Первый волхв. О жестокий и коварный царь!..
Убить Спасителя людей!
Ангел. Земля, возрадуйся отныне
Ты о Христе, о Боге-Сыне,
Услышь хвалебные слова:
Пришли Младенцу поклониться
Простые люди
На сцену выходят Пастухи, становятся возле Ангела.
И провидцы.
Волхвы выстраиваются с другой стороны от Ангела.
Три пастуха и три волхва.
И все, кому сей Праздник ведом,
Пускай пойдут за ними следом.
Пусть славят сердце и уста
Новорожденного Христа!
Звучит праздничная, торжественная музыка.
Занавес.
Надежда Веселовская, Москва
ПРО ОВЕЧЕК И ВОЛКА
Постановка в кругу семьи — для детей младшего школьного возраста
Действующие лица
Старшая овечка.
1-я овечка.
2-я овечка.
1-й барашек.
2-й барашек.
Старший барашек.
Волк.
Пастух.
На сцене хлев с Барашками и Овечками. Овечек может быть любое количество. Овечки наряжают елку, поют колядку (или рассказывают), прыгают, бегают.
1-й барашек. Господь народился не во княжьем доме,
Во хлеву воловьем, в яслях на соломе.
1-я овечка. Господь народился не в богатой хате,
Иисус Ему имя, а Дева Мария — Мати.
2-й барашек. Три царя с дарами к Нему приходили,
Ладан, миро, злато Ему подносили.
2-я овечка. Пастухи овечьи тоже прибегали,
Царем-Государем Его величали.
Старший барашек. Скоро Рождество!
Скоро придет пастух с подарками!
Овечки (вместе). Быстрее, быстрее наряжаем елку!
Делают все заметно быстрее, суетятся, бегают, толкаются.
В это время Волк влезает в окно, хватает одну Овечку,
забирает у нее костюм овечки и надевает его на себя,
а Овечке закрывает рот лапой.
Волк. Я буду портить вам праздник,
а ты смотри не проговорись, а то съем!
Набрасывается на нее и показывает, что хочет съесть ее.
Овечка (в сторону). Надо быстрее бежать к пастуху,
предупредить его!
Убегает со сцены.
Старший барашек. (обращается к переодетому Волку).
Где ты был? Надо делать все быстрее,
а ты убежал куда-то!
Волк. (не своим голосом). Я хотел посмотреть, нет ли Волка!
Какой-то барашек. Хватит разговаривать!
Подводит их к елке. Все Барашки и Овечки просят
переодетого Волка надеть макушку на елку.
1-й барашек. Надень, пожалуйста, макушку на елку!
1-я овечка. Ты самый высокий!
2-й барашек. Мы не достанем!
Волк вытягивается, и у него вдруг рвется шкурка овечки.
Волк. Ага, попались, вы от меня не уйдете!
Бросается на Барашков и Овечек, они разбегаются кто куда.
Тут слышится стук, и в дверь входит Пастух.
Пастух. Волк в овечьей шкуре!
Все О в е ч к и бросаются к Пастуху и встают у него за спиной, образуя стадо.
Пастух прогоняет Волка. Волк, заскулив, убегает. Пастух начинает пересчитывать овец и недосчитывается обиженной Овечки.
Пастух. Одной не хватает! Вы оставайтесь здесь,
никуда не уходите, пойду искать
мою заблудшую овечку.
Уходит. Овечки и Барашки тихо сидят около елки. Возвращается Пастух, рядом с ним пропавшая Овечка. Пастух смотрит в зал, в конце зала должна появиться Звезда.
Пастух. Воссияло Солнышко
Во яслях на сене
Народился Божий Сын
Миру во спасенье.
Ночью студеной
Зябнет рожденный
Царь царей всея Вселенной.
Старший барашек. Славит дубрава Бога Живого,
Рождество Христово.
1-й барашек. Злые духи жалобно плачутся в пустыне.
1-я овечка. Человеки на земле радуются ныне.
2-й барашек. Царь воцарился.
2-я овечка. Бог народился.
3-й барашек. Во спасенье нам явился!
Пропавшая овечка. Ты, Мария Дева,
Радости причина,
Попроси у Господа,
Вымоли у Сына
В жизни подмогу,
В рай нам дорогу!
Все (вместе). Будем петь мы: "Слава Богу!"
Агапия Переверза
«НАРОДИЛСЯ БОЖИЙ СЫН МИРУ ВО СПАСЕНЬЕ»
Делаем вертепный театр
Хотите узнать, как поставить рождественскую пьесу, даже если у вас мало актеров и нет настоящей сцены? Можно сделать вертеп!
— Но ведь вертеп — это пещера? Младенец Спаситель родился в вертепе, где укрывался скот во время непогоды.
В вертеп может превратиться большая коробка из картона или фанеры, поставленная набок и ставшая похожей на сцену. Коробку хорошо бы поднять на ножки, повыше, чтобы зрителям было видно, или просто установить на столе. В полу нашей сцены-коробки проделываются прорези, по которым будут передвигаться куклы, а в задней стене — две двери, через которые куклы будут выходить на сцену. У кукол снизу плоские подставки, на которых они стоят, и штыри-рукоятки, чтобы незаметно для зрителей передвигать их по прорезям, как по рельсам. Если вертеп стоит на столе, то управлять куклами можно сверху (прорези тогда надо устроить не в полу, а в крыше коробки).
Можно сделать вертеп двухэтажным, именно такими были настоящие вертепы, которые использовали в течение не одних Святок, а многие годы подряд, снова и снова радуя зрителей показом чудной рождественской истории. На нижнем этаже такого вертепа будут играться сцены с царем Иродом, а на верхнем — со звездой и Ангелом. Между этажами должен быть промежуток для штырей-рукояток. Прорези делаются в полу и первого, и второго этажей. Прежде чем делать прорези, надо продумать маршрут кукол.
Как в настоящем театре, надо сделать "задник", декорацию и кулисы. Задник сцены может быть любым, важно только, чтобы фигурки на его фоне смотрелись четко, "не расплывались". Что рисовать на заднике: пейзаж, картинку на евангельскую тему или просто оклеить цветной бумагой, неброской тканью или обоями — решите сами.
Куклы могут появляться из подвижных дверей. Двери должны легко открываться, можно повесить на дверные проемы легкую ткань. В боковых стенах ящика можно также сделать дверцы, куда куклы будут уходить, словно за кулисы. Верх ящика украсим, укрепив над ним большую восьмиугольную рождественскую звезду.
Сами куклы можно сделать из картона или из дерева, можно даже из проволоки; главное — чтобы они не развалились во время спектакля и в каждой кукле можно было легко узнать определенного персонажа спектакля.
Персонажи вертепного театра могут быть и плоскими, и объемными. Для плоской куклы надо нарисовать две детали, затем склеить их, тщательно совместив и обрезав лишнее. Перед склеиванием надо вставить между деталями проволочку.
Делая объемные куклы, можно взять круглый чурбачок, приделать сверху поперечину — плечи, к плечам прикрепить картонные ручки на нитках, а сверху — голову на пружинке. Тогда кукла при малейшем движении будет шевелить руками и покачивать головой. А снизу, к рукоятке, лучше прикрепить какой-нибудь грузик, чтобы кукла не падала. Кукольный спектакль могут сыграть два человека, разговаривая на разные голоса; может участвовать в постановке и несколько детей. Роль ведущего в спектакле может играть не кукла, а живой актер: он будет разговаривать со зрителями и комментировать действие.
Для изготовления вертепа — самого ящика, декораций, кукол и разучивания постановки нужно около месяца. Но даже если у вас в запасе всего две недели, можно решиться попробовать сделать маленький театр, усердно желая порадовать к празднику своих ближних.
Материал подготовила Ольга Потаповская
ТРИ КОЛОСКА
Действующие лица
Богач.
Жена богача.
Мать.
Отец.
Дети: Юхан и Нилла.
Волк.
Медведь.
Совы.
Ведущий. Это случилось под Рождество.
Жил в деревне богатый крестьянин. Деревня раскинулась на берегу озера, и на самом видном месте стоял дом богача – с пристройками, амбарами, сараями, за глухими воротами. А на другом берегу, возле самого леса, ютилась маленькая бедная избушка — всем ветрам открытая. Да только и ветру нечем было там разжиться. На дворе была стужа. Деревья так и трещали от мороза, а над озером кружились тучи снега.
Занавес открывается.
СЦЕНА 1
Жена богача. Послушай, хозяин, давай положим на крышу хоть три ржаных колоса для воробьев. Ведь праздник нынче — Рождество.
Богач. Не так я богат, чтобы выбрасывать столько зерна каким-то воробьям.
Жена богача. Да ведь обычай такой.
Б о г а ч. А я тебе говорю, что не так я богат, чтобы бросать зерно воробьям.
Жена богача. Уж, наверное, тот бедняк, что на другой стороне озера живет, не забыл про воробьев в рождественский вечер. А ведь ты сеешь хлеба в десять раз больше, чем он.
Богач. Не болтай вздор. Я и без того немало ртов кормлю. Что еще выдумала – воробьям зерно выбрасывать!
Жена богача. Так-то оно так, да ведь обычай...
Б о г а ч. Ну вот что, знай свое дело, пеки хлеб да присматривай, чтобы окорок не подгорел! А воробьи — не наша забота.
Занавес закрывается.
Ведущий. И вот в богатом крестьянском доме стали готовиться к встрече Рождества: и пекли, и жарили, и тушили, и варили. От горшков и мисок стол прямо ломился. Только голодным воробьям, которые прыгали по крыше, не досталось ни крошки. Напрасно кружили они над избой — ни одного зернышка, ни одной хлебной корочки не нашли.
А в бедной избушке на другой стороне озера словно и не готовились к Рождеству. На столе и в печи было пусто, зато воробьям было приготовлено на крыше богатое угощение — целых три колоса спелой ржи.
Занавес открывается.
СЦЕНА 2
Мать. Если бы мы вымолотили эти колосья, а не отдали их воробьям, и у нас был бы сегодня праздник. Каких бы лепешек я напекла к Рождеству!
Отец. Какие там лепешки! Ну, много ли зерна намолотила бы ты из этих колосьев? Как раз для воробьиного пира.
Мать. И то правда, а все-таки...
Отец. Не ворчи,
мать, я ведь скопил немного денег к Рождеству. Собирай -
ка скорее детей, пусть идут в деревню да купят нам свежего хлеба и кувшин
молока. Будет и у нас праздник — не хуже, чем у воробьев.
Мать. Дети, идите скорее сюда.
Дети. Да, мама? Что, мама?
Отец. Собирайтесь быстрее в дорогу, купите в деревне свежего хлеба и молока.
Дети уходят за ширму.
Мать. Боюсь я посылать их в такую пору, отец. Тут ведь и волки бродят.
Отец. Ничего, я дам Юхану крепкую палку, этой палкой он всякого волка отпугнет.
Звучит музыка.
Ведущий. И вот маленький Юхан со своей сестренкой Ниллой взяли корзину для хлеба, кувшин для молока, прихватили здоровенную палку и отправились в деревню на другой берег озера, к дому богача.
Юхан. Давай постучимся вон в тот богатый дом.
Поют колядку, стук, занавес открывается.
Жена богача выглядывает.
Дети. С Рождеством Христовым!
Ж е н а. С праздником, дети!
Юхан. Родители послали нас купить молока и хлеба к рождественскому столу!
Ж е н а. Что ж, заходите!
Дети уходят за ширму.
Ведущий. И жена богача уложила им в корзину четыре каравая хлеба и кувшин молока. Потом подумала и ради праздника сунула им быстро по куску пирога.
Ж е н а. А теперь идите, идите быстрее, пока хозяин домой не вернулся.
Занавес закрывается.
Ведущий. Сгущались сумерки, вьюга намела на озере большие сугробы, Юхан и Нилла с трудом тащили корзину, то и дело проваливаясь в глубокий снег. А снег все валил и валил, сугробы росли и росли, тьма сгущалась все больше и больше, а до дому было еще далеко. Вдруг во тьме перед ними что-то зашевелилось.
Звучит тревожная музыка.
Это был волк, огромный и худой.
Появляется Волк с волчатами.
Н и л л а. Юхан, мне страшно!
Ю х а н. Сейчас я его прогоню! (Замахивается палкой.)
Волк. У-у-у! Какая сту-у-у-у-жа! Какая лютая стужа! Моим волчатам есть совсем нечего! Они пропадут с голоду!
Н и л л а. Жаль твоих волчат, но у нас самих нет ничего, кроме хлеба. Вот возьми два свежих каравая для своих волчат, а два останутся нам.
Волк. Спасибо вам, век не забуду вашу доброту!
Уходит.
Ведущий. Дети прошли совсем немного, как вдруг услышали, как кто-то тяжело ступает вслед за ними по глубокому снегу.
Н и л л а. Кто же это еще?
Появляется Медведь с медвежатами.
Медведь. Мор-р-роз, какой мор-р-роз, все ручьи замерзли, все реки замерзли.
Ю х а н. А ты чего бродишь? Спал бы в своей берлоге, как другие медведи, и смотрел бы сны!
Медведь. Мои медвежата плачут, просят попить! А все реки замерзли, все ручьи замерзли! Как же мне напоить моих медвежат?
Ю х а н. Не горюй, мы отольем тебе немного молока. Давай твое ведерко.
Медведь. Добрые дети, хорошие дети!
Уходит.
Н и л л а. Смотри, совы!!!
Совы.Отдайте мне хлеб! Отдайте молоко!
Ю х а н. Вот я вам сейчас дам!
Размахивает палкой.
Ведущий. Пришлось совам убираться прочь, пока им совсем не обломали крылья. А дети скоро добрались до дому.
Дети. Мама! Папа!
Занавес закрывается.
Мать. Наконец-то! Чего только я не передумала! А вдруг, думаю, волк им встретится…
Ю х а н. Он нам и встретился, только он нам ничего плохого не сделал. А мы ему дали немного хлеба для его волчат.
Н и л л а. Мы и медведя встретили. Он тоже совсем не страшный. Мы ему молока для его медвежат дали.
М а т ь. А домой-то принесли хоть что-нибудь? Или еще кого-нибудь угостили?
Ю х а н. Еще и сову! Ее мы палкой угостили!
Н и л л а. А домой мы принесли два каравая хлеба и полкувшина молока, так что теперь у нас будет настоящий пир.
М а т ь. Идите скорее сюда!
Дети уходят за ширму.
Ведущий. И все семейство уселось за стол. Отец нарезал хлеб, а мать налила в кружки молоко. Но сколько отец ни отрезал от каравая, каравай все равно оставался целым. И молоко в кувшине тоже не убывало.
Отец. Что за чудеса!
М а т ь. Вот сколько дети накупили!
Стук из зала.
М а т ь. Кто там?
Звучит музыка.
Медвежата катят бочонок с медом.
Волчата несут елочку.
Ведущий. Это лесные звери в благодарность за детскую доброту принесли свои гостинцы к дому бедняка.
Занавес закрывается.
Ведущий. На следующий день, когда дети подбежали к столу, два свежих каравая и полкувшина молока стояли будто нетронутые. И так было каждый день. А когда пришла весна, веселое чириканье воробьев словно приманило солнечные лучи на маленькое поле бедного крестьянина, и урожай у него был такой, какого никто никогда не знал. И за какое дело ни взялся бы крестьянин с женой, все у них в руках ладилось и спорилось.
Зато у богатого крестьянина все пошло вкривь и вкось. Солнце как будто обходило стороной его поля, и в закромах у него стало пусто.
Занавес опускается.
Богач. Все потому, что мы не бережем добро. Тому дай, этому одолжи. Про нас ведь слава — богатые! А где благодарность? Нет, не так мы богаты, жена, не так богаты, чтобы о других думать! Гони со двора всех попрошаек!
Ведущий. И гнали всех, кто приближался к их воротам. Но только удачи им все равно ни в чем не было.
Богач. Может, мы едим слишком много?
Ведущий. И старик велел собирать к столу только раз в день. Сидят все голодом, а достатка в доме не прибавляется.
Богач. Верно, мы едим слишком жирно. Слушай, жена, пойди к тем, на другом берегу озера, да поучись, как стряпать. Говорят, в хлеб можно еловые шишки добавлять, а суп из брусничной зелени варить.
Ж е н а. Что ж, пойду.
Уходит.
Ведущий. Вернулась она только к вечеру.
Богач. Ну что, набралась-таки ума-разума?
Ж е н а. Набралась. Только ничего они в хлеб не добавляют.
Б о г а ч. А ты что, пробовала их хлеб? Уж верно, они свой хлеб подальше от гостей держат.
Ж е н а. Да нет, кто ни зайдет к ним, они за стол сажают да еще с собой дадут. Бездомную собаку и то накормят. И всегда от доброго сердца. Вот оттого им во всем и удача.
Богач. Чудно. Что-то не слыхал я, чтобы люди богатели от того, что другим помогают. Ну да ладно, возьми целый каравай и отдай его нищим на большой дороге. Да скажи им, чтобы убирались подальше на все четыре стороны.
Ж е н а. Нет (со вздохом), это не поможет. Надо от доброго сердца давать.
Богач. Вот еще! Мало того, что свое отдаешь, так еще от доброго сердца! Ну да ладно, дай от доброго сердца. Но только уговор такой: пусть все отработают потом. Не так уж мы богаты, чтобы раздавать наше добро даром.
Ж е н а. Нет, уж если отдавать, так без всякого уговора.
Богач. Что же это такое! Свое, нажитое — даром отдавать!
Ж е н а. Так ведь если за что-нибудь, это уж будет не от чистого сердца.
Богач. Чудные дела! (Тяжело вздыхает.) Слушай, жена, на гумне остался небольшой сноп немолоченой ржи. Вынь-ка три колоса да прибереги к Рождеству для воробьев. Начнем с них.
По мотивам сказки 3. Топелиуса
ВСТРЕЧА РОЖДЕСТВА
Я приберу свой уголок,
Зажгу лампадный огонек.
Взойдет, прекрасна и чиста,
Звезда — предвестница Христа.
Сияньем небо озарит,
Христа рожденье возвестит.
Я душу приберу свою,
Христову славу воспою.
И будет радостно сиять
Огня молитвы благодать...
И для меня звезда взойдет —
Мой Гость — Христос ко мне придет!
Неизвестный aвтор
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Огни по городу погасли,
На улицах немая мгла.
Вот Мать кладет Младенца в ясли,
Над Ним поникла, замерла.
Темно в их храмине убогой,
Солома в яслях холодна,
И зимний ветер стонет строго,
Стучится в дверь и у окна.
Но окружен своим сияньем,
Младенец светится из мглы;
Его согреть своим дыханьем
Спешат покорные волы.
К Нему волхвы в чужой пустыне
Путь направляют по звездам,
И ангелы, из тверди синей,
О Нем вещают пастухам.
В. Брюсов
СНЕГ
Падай, падай, снег пушистый,
Расстилайся пеленой,
Падай, легкий, падай, чистый,
Землю зябнущую крой.
Заметая дали мглою,
Всякий цвет, отлив и тень
Непорочной белизною
Словно саваном одень.
И беззвучной, и бесцветной,
И безжизненной порой
Дай природе безответной
Мир и отдых, и покой;
Чтоб забыться ей зимою
Усыпленной до весны,
Чтобы грезились тобою
Ей навеянные сны;
Чтоб копилася в ней сила
На иное бытие,
И весною воскресила
Тайна творчества ее.
К.Р.
В ЭТУ НОЧЬ
В эту ночь была в волненьи:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вбруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.
А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивными полны,
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.
И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя, -
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.
В эту ночь вся тварь была в волненьи,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.
А. С. Хомяков
* * *
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос.
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
"Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."
С. Черный
СОЧЕЛЬНИК В ЛЕСУ
Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Звезды гаснут. С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
Широко раскинув ветви
В шубе снеговой,
Посреди поляны елка
Ввысь ушла стрелой.
На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лед кристаллов
В ветках заиграл.
Бриллиантовые нити
В хвое заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.
Ясной звездочкой у елки
Светится глава...
Наступает день великий —
Праздник Рождества!
Н. Хвостов
ЗИМА
Ну вот и настала зима!
Нагрянула вдруг, легкокрыла,
Осыпала снегом дома,
Поля и холмы убелила.
Снежинки, легки словно пух,
Свой танец затеяли дружный,
И мир заискрился вокруг
На солнце красою жемчужной!
А сколько сияющих звезд
Горит в мироздании грозном!..
И слышно — просёлком морозным
Ступает Рождественский пост.
В. Афанасьев
ДЕТСКАЯ ПЕСНЯ
В высоте небесной
Славит Бога хор,
И напев чудесный
Огласил простор.
Ныне радость людям,
Бог нас возлюбил,
Пусть прославлен будет
Сын — Эммануил.
Многие столетья
Все поют о том:
Радостно на свете
С Господом Христом.
Неизвестный автор
* * *
Не смолкая мчится
Радостная весть;
Хочется молиться,
Хочется запеть.
Бурные потоки
Радости текут;
Близким и далеким
Есть теперь приют.
В небо дверь открылась,
В мир Христос пришел,
Благодать и милость
Грешник в Нем нашел.
Неизвестный автор
РОЖДЕСТВО
Рождество в белоснежной метели
И в малиновом звоне в тиши...
Рождество — это сердцу веселье!
Рождество — это праздник души!
Я. Бузинный
РОЖДЕСТВЕННСКИЙ СТИХ
Ангел мирный, дух небесный
Светлых радостных лучей.
Нынче ангел нам спустился
И пропел: "Христос родился".
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
По пустыне, по дороге
Шли три путника святых,
Шли они издалека,
Много приняли труда.
Перед ними шла с востока
Чудно яркая звезда.
В день Господнего рожденья
К небесам она взошла,
И Христу на поклоненье
Трех волхвов она вела.
- Для чего Господь родился?
- Для спасенья грешных нас!
- Для чего я к вам явился?
- С Рождеством поздравить вас!
С праздником, Хозяин и Хозяюшка!
Неизвестный автор
ПОИГРАЕМ У НАРЯДНОЙ ЕЛКИ
Все ближе и ближе праздник Рождества Христова. Вы уже, наверное, выбрали пьесу для рождественской школьной или семейной постановки; дети уже учат песни, колядки и стихи к елке. Организаторам же праздника надо продумать еще и ту его часть, в которой смогут активно поучаствовать все: подготовить к утреннику игры.
Мы предлагаем вам подборку игр (их без труда можно провести в помещении). Игры помогут сделать детский праздник веселым, непринужденным и наполнить ребячий досуг содержательной деятельностью.
МЕТЕЛИЦА
Начнем с сюжетной игры малой подвижности "Метелица". Это своеобразная игра-сценка для детей дошкольного возраста. Ее можно разучить с ребятами накануне праздника.
По считалке выбираются Метелица, Морозец и Тучка. А остальные ребята — кто Снежинки, кто Кустики. Все, кроме Метелицы, становятся в круг, а Метелица входит в него и задумчиво останавливается.
К ней подходит Морозец и спрашивает:
— Метелица, красавица, ты что невесела?
Метелица отвечает:
— Погода мне не
нравится —
Морозна и светла.
Морозец;
— А ты взмахни-ка
ручками,
А ты слетай за Тучками,
Одну хоть приведи.
Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились –
Им холодно, поди.
Метелица, повеселев, отвечает:
— Ну что ж, всплесну
ладошками,
Притопну-топну ножками,
С ветрами в пляс пойду!
В это время из круга выходит Тучка.
— А вон и Тучка стелется!..
И Тучка нежно, как будто издали, ей говорит:
— Иду к тебе, Метелица,
Иду, иду, иду!
Мои снежинки просятся,
Давно на землю просятся —
Попробуй удержи!
Мне с ними и не справиться...
Метелица, красавица,
Возьми их, покружи!
Тут выбегают Снежинки, а Кустики выравниваются в цепочку и стоят пока на месте.
Морозец, Тучка, Снежинки берутся за руки и быстро кружатся вокруг Метелицы, которая в это время пляшет под русскую народную мелодию.
Все поют:
— Как пошла, пошла
Метелица мести!
Заметает все дороги,
Все пути.
Сыплет снегом
На озябшие поля,
Согревается
Замерзшая земля.
Ты пляши, пляши,
Метелица, пляши!
Урожаи нынче
Будут хороши!
Потом Снежинки растягиваются в шеренгу, берутся за руки и идут к кустикам, приговаривая:
— Посмотрите, кустики!
Кустики!
Возвращаются (пятятся) назад, говоря:
— В самом деле кустики,
Кустики!
Опять идут стеной:
— Тут их раньше не
было,
Не было!
Снова пятятся:
— Право слово, не было,
Не было!
Снежинки останавливаются. Теперь Кустики идут на них, приговаривая:
— Мы густые кустики,
Кустики!
Право слово, кустики,
Кустики!
Нас тут раньше не было,
Не было!
Право слово, не было,
Не было!
Теперь снова начинают двигаться Снежинки:
— Вы зачем посажены,
Кустики,
Вы зачем взлелеяны,
Милые?
Тут Морозец, Метелица, Тучка и Кустики берутся за руки и кольцом окружают снежинок, говоря:
— Чтоб снежинок
удержать,
Чтобы им не убежать,
А пушистым одеялом
До весны-красны лежать!
Кто первым выскользнет из круга, тот — Метелица в новой игре!
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Это игра, развивающая зрительную память. Водящим по очереди предлагается такое задание: в течение минуты рассмотреть игрушки, висящие на одной или двух ветках елки, и запомнить их. После этого тем, кто будет угадывать: "Что изменилось?", надо выйти из комнаты. В это время несколько игрушек (три-четыре) перевесят: какие-то можно убрать, какие-то добавить. Войдя в комнату, надо рассмотреть свои ветви и сказать, что изменилось. В зависимости от возраста детей задания можно или усложнять, или упрощать.
ЧЕМ ЧИСЛО ИЗВЕСТНО?
На бумажных карточках заранее написаны цифры. Карточки лежат у водящего в небольшом мешочке или разложены на столе (цифрой вниз), как экзаменационные билеты. Игроки по очереди вытягивают карточки и поскорее стараются сообразить, чем какое число известно: в каком устойчивом словосочетании, библейском изречении, пословице, загадке оно упоминается.
Например, вытянув карточку с цифрой "3", можно вспомнить о трех волхвах, принесших новорожденному Спасителю свои дары, вспомнить о троекратном пении петуха и отречении апостола Петра, а потом о троекратном вопрошении его Спасителем: "Симоне Ионин, любиши ли Мя?" и троекратном утвердительном ответе апостола.
Достав листочек с цифрой "4", можно вспомнить о четырех евангелистах, о четырех многодневных постах в течение года.
А посмотрев на карточку с цифрой "7", сказать о семи днях творения, о семи таинствах Церкви, семи днях недели, семи цветах радуги.
Стоит, впрочем, заранее подумать, какие числа лучше исключить из заданий, поскольку быстро придумать к ним ответ может оказаться слишком уж трудным делом.
ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ
В отсутствии водящего задумывают какую-нибудь пословицу. Слова этой пословицы раздаются по одному всем играющим. (Если всем не хватит, одно слово могут представлять двое ребят.) Играющие рассаживаются по порядку слов.
Водящий возвращается и начинает задавать вопросы. В ответах, которые будут давать играющие, должно содержаться слово из загаданной пословицы — в той же форме, в какой оно стоит там (в том же падеже, числе и т.д.); предлоги, союзы и частицы отдельно не называются, только со значащими словами.
Бывает, что водящий отгадывает пословицу быстро, после первого же или второго ответа. Но бывает иначе: все ответы получены, а пословица так и осталась неотгаданной. Тогда водящего вновь отправляют из комнаты и задумывают новую пословицу: ему придется отгадывать еще раз. Ну а если пословица отгадана, следующим водить будет тот, после чьего ответа это случилось (видно, он плохо замаскировал свое слово).
Примечание: ответ может состоять из нескольких фраз (но не более, допустим, трех), поскольку часто бывает, что в одной фразе слово просто невозможно спрятать. Например, слово "сани" из пословицы "Не в свои сани не садись" в ответе на вопрос, "В какой школе ты учишься?" не так-то просто замаскировать.
КУЗОВОК
Из народных игр, записанных В.И. Далем
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:
— Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишься — отдашь залог.
Дети по очереди говорят слова в рифму на ок: "Я положу в кузовок клубок; а я — платок; я — замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, пирожок, колобок..." Тот, кто не может назвать слова или ошибается, кладет в корзинку залог — небольшой предмет (платочек, конфетку, колечко или что-то еще).
По окончании разыгрываются залоги: вынимая их из накрытой платком корзинки, дети назначают каждому залогу выкуп — загадать загадку, почитать стихотворение, спеть песенку.
ПОЧТА
Дети выбирают по жребию почтальона, ставят его в середине комнаты, а сами садятся вокруг, называясь именами разных городов. Почтальон подходит к кому-нибудь из играющих и спрашивает:
—Нет ли писем?
—Есть, — отвечает ему играющий.
—Какие?
—А вот в Рим, чтобы выслали оттуда рыбы, рябины, раков, рису.
Словом, следует произнести названия нескольких товаров, начинающиеся с той же буквы, что и название города, в который посылается письмо. Почтальон должен, не перепутав, повторить письмо, подойдя к Риму, то есть к играющему, назвавшемуся именем этого города.
— Хорошо, — отвечает Рим, — теперь отправьте, пожалуйста, письмо в Берлин, я посылаю туда заказ на булки, баклажаны, банты и бусы.
Все это говорится быстро, иначе платится фант; почтальон штрафуется, когда перепутает послание. Остановки и обдумывание не допускаются.
ВЕСЕЛЫЕ ХУДОЖНИКИ
В игре участвуют две команды по 9 человек в каждой. К доске или большому планшету, расположенному перед детьми, прикалывают картинку с изображением нарядной рождественской елки. Картинка разделена на 9 клеток, клетки пронумерованы. На доске под картинкой перед началом игры надо начертить два квадрата (или закрепить на планшетах два ватманских листа) и каждый разделить линиями на 9 клеток (как на картинке сверху), и в том же порядке клетки пронумеровать.
По сигналу первые номера бегут к доске и в клетках своих квадратов под номером 1 срисовывают ту часть картинки, которая помещена в клетке с таким же номером на образце. Затем бегут вторые номера и в клетках с номером 2 срисовывают то, что на образце помещено в этой же клетке; и так один за другим, пока все клетки не будут заполнены, а рисунок завершен.
Зрители коллективно определяют победителя с учетом того, какая команда раньше закончила и чей рисунок получится более аккуратным, похожим.
Для ребят постарше можно внести такое изменение: рисуют не подряд в одной клетке за другой, а в разных местах квадрата, в тех клетках, которые называет ведущий (сначала, допустим в пятой, потом в первой, девятой и т.д.).
МОРОЗ НЕВЕЛИК, А СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ
Зимний праздник на улице
В радостную святочную пору детский зимний праздник можно провести не только в помещении, но и на улице. Предлагаем вам подборку игр для такого праздника или для активной зимней прогулки.
Для проведения праздника нужно подготовить площадку, снег на которой должен быть хорошо утоптан. Возможна заливка ледяных дорожек, прокладка лыжни вокруг площадки. Место соревнования хорошо бы украсить флажками, цветными льдинками, а может быть, и рождественскую елочку получится установить, на радость малышам. У края площадки следует укрепить небольшой колокол или било, удар по которому будет сигналом к началу или окончанию игры.
Двое взрослых или старшеклассников ведут праздник. Заранее пусть побеспокоятся они о призах: для того чтобы порадовать и удивить участников игр-соревнований, можно на одном, из кустов, растущих неподалеку от площадки (в тайне от детей), развесить конфеты, обвязав фантики ниткой елочной мишуры-"дождика". В конце праздника можно вместе с детьми направиться к необычному кусту и предложить каждому выбрать себе сладкий приз. А можно снимать конфеты, развешанные на нижних ветках праздничной елки. Конфет должно быть много, чтобы и на участников, и на зрителей хватило. Хотя зрителей, не принявших участия хотя бы в одной-двух играх, быть не должно, ведь праздник делается не напоказ и не с целью выявления самого быстрого и ловкого, а для того, чтобы все дети могли объединиться в радостной игровой деятельности.
Итак, праздник начинается!
Встретив детей на снежной площадке, один из ведущих начинает первую игру "Два Мороза":
Белый снег белешенький
Застелил дороженьки,
Чтобы мы играли,
Рождество встречали!
— Ой, сколько вас сегодня собралось на праздник, ребята! Ну что же, разделитесь на две группы и встаньте по разным сторонам снежной площадки (на расстоянии 15-20 шагов).
Сигнал — игра началась! По одному с каждой стороны, бегите навстречу друг другу, чтобы поменяться местами. Но осторожно, по дороге вас подстерегает опасность — посреди площадки стоят два Мороза: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Их мы сейчас выберем считалкой. (Кому-то из ребят предлагается по считалке выбрать двух Морозов.)
Для Морозов заранее налеплены снежки, которыми они бросают в перебегающих площадку. Попал в кого снежком — значит заморозил! Один из Морозов подстерегает того, кто бежит справа налево, другой — тех, кто бежит слева направо. Так что уворачиваться придется только от "своего" Мороза, это полегче. Но уж если в тебя снежок попал, отходи за край площадки. Тогда, или как только бегущий добежит до цели, начинает бег следующий, стоящий с той же стороны.
Когда не останется кому бежать, можно посчитать, скольких эта пара Морозов заморозила.
А потом Морозами становятся другие ребята.
ПО МИШЕНЯМ
В эту игру хорошо играть, когда снег липкий.
На заборе, глухой стене или двух столбах заранее закреплены два фанерных щита с мишенями, или нарисованы мишени — круги диаметром около полуметра — прямо на стене.
Соперники (соревноваться можно вдвоем или командами) запасаются снежками и с условленного расстояния (оно зависит от сил участника) начинают бросать их по мишеням. Кто первый сплошь залепит снегом свой круг?
ПОЗВОНИ В КОЛОКОЛЬЧИК
Над площадкой протягивается шнур, на котором на достаточно длинных веревках укреплены небольшие колокольчики или другие подвески.
Разбежавшись или раскатившись на коньках (если используется ледяная площадка), надо подпрыгнуть и заставить колокольчик зазвонить, а подвеску — закачаться. Мало-помалу шнур приподнимают. Тех, кто может достать до подвесок, становится все меньше. В конце концов побеждает самый ловкий.
«СОРЕВНОВАНИЯ ДЛЯ ЛЫЖНИКОВ»
Если в вашем празднике принимают участие и лыжники, можно предложить несколько интересных заданий и для них.
1. Бывают, например, случаи, когда надо дойти до финиша на одной лыже... Дистанция — 20 метров. Лыжа одна, а лыжных палок две. Ногой, свободной от лыжи надо стараться не наступать на снег.
2. Можно устроить забеги для двух участников, у которых правая нога одного и левая другого связаны ремешком или шарфом. Дистанция — 50-60 метров. Такие гонки доставляют большое удовольствие и участникам, и зрителям.
КОТЕЛ
Это одна из старейших русских игр.
На площадке чертится круг диаметром 7-10 шагов. В центре чертится еще один — диаметром один шаг или чуть больше. Это и есть "котел". В центре маленького круга делается углубление, куда складываются льдинки или комки снега.
По жребию выбирают водящего, он должен охранять "котел", чтобы оттуда не выбили льдинки и снежные комья. Водящий осаливает рукавицей всякого, кто вздумает войти в круг. Осаленный игрок отходит в сторону и ждет окончания игры.
Играющие же, стоящие вне большого круга, стараются неожиданно заскочить внутрь и выбить льдинки из круга. Когда ни в ямке, ни в кругу не останется ни одной льдинки, игра начинается снова. Водящим становится последний осаленный.
КТО КОГО ПЕРЕТЯНЕТ?
Для этой и нескольких следующих игр понадобятся санки. Подойдет и круг, начерченный для предыдущей игры.
Пара санок связываются крепкой веревкой длиной 3-4 метра. Санки ставятся так, чтобы они находились на одинаковом расстоянии от круга и чтоб веревка проходила через центр круга.
Приглашаются двое играющих, которые рассаживаются по санкам. Руками надо держаться за санки. Но не за веревку! Ногами же — упираться в снег. А теперь: "Кто кого перетянет?"
КАРЕЛЬСКИЕ ГОНКИ
А теперь надо отвязать одни санки от других, приготовить еще несколько санок и выстроить их вдоль стартовой линии. Будут соревнования на скорость. В этих соревнованиях нельзя отталкиваться ногами! А чем можно? Лыжными палками. Гонки получаются очень занятными, и со стороны смотреть весело.
ПЯТНАШКИ НА САНКАХ
Играют несколько пар. В каждой из них один играющий везет другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих. Водящие стремятся догнать любую другую пару играющих и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках, он делает это только прикосновением руки. Если в паре игрок осален, пара становится водящей. По правилам игры нельзя выходить за пределы площадки и салить игроков той пары, которая только что была водящей.
КОМУ НА КОМ?
На середину площадки выкатывается большой снежный ком. Все ребята встают вокруг него, взявшись за руки. Раз, два, три! Тяни приятеля к этому кому, а сам упирайся. Тому, кто упадет на ком или хотя бы ступит на него ногой, придется выйти из игры.
Закончить праздник можно в общем спокойном хороводе. Если не очень холодно, можно спеть знакомую зимнюю хороводную песенку.
Подборку игр подготовила О. Потаповская
ЗИМНИЕ ЗАГАДКИ
Дедушка мост мостит
Без топоров и клиньев. (Мороз)
Без рук рисует,
без зубов кусает. (Мороз)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
С неба звездой, на лошадке водой. (Снег)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела. (Метель, вьюга)
Прошла девушка Беляна, — побелела вся поляна. (Метель, снег)
Скатерть бела весь мир одела. (Снег)
Пять чуланов, одна дверь. (Перчатки)
Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холод)
Рук нет, а мосты строить умеет. (Мороз)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Пять мальчиков живут в теплом чуланчике. (Пальцы, варежка)
В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)
Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)
Построили хлевец на пятеро овец. (Рукавицы)
С одного бока – лес, а с другого – поле. (Шуба)
Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
Под гору – коняшки, а в гору – деревяшки. (Сани)
В пяти колодчиках сидят пять молодчиков. (Пальцы в перчатках)
Не огонь, а жжется. (Мороз)
Чего в избе не видно. (Тепла)
Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег)
Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И нам не велит. (Дед Мороз)
Пять мальчиков,
Пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
В разные чуланчики.
Каждый мальчик
В свой чуланчик. (Пальцы в перчатках)