Ленты времени – дорога к Рождеству
Дети младшего школьного возраста (а тем более дошкольного) не осознают временных дат. А понятие «давно» - для многих это прошедший месяц, а то и неделя. Рассказы об исторических события в этом случае требуют особых наглядностей. Одним из решений этой проблемы являются Ленты времени. Ленты времени позволяют ребенку представить наглядно временную протяженность.
На первом уроке по подготовке к Празднику Рождества учитель может предложить детям отправиться в путешествие в прошлое. Для начала - в их прошлое. На урок дети должны принести фотографии по одной на каждый год их жизни. Хорошо, если на занятии будут родители.
Учитель раздает чистые ленты (склеенные листы формата А4: 1 лист на 2 года жизни ребенка). Дети начинают заполнять ленту с правого конца.
Учитель спрашивает, какой сейчас год. Дети отвечают и приклеивают вверху 2007. Внизу каждый пишет, сколько ему лет сейчас. Между этими числами можно вклеить фотографию, сделанную в этом году, можно повспоминать, что было в этом году и записать в ленте.
Двигаемся дальше влево. Вверху приклеиваем 2006. Внизу пишем, сколько лет было в этом году, клеим фотографию, вспоминаем, записываем. Так лента заполняется до 0 лет ребенка внизу и года рождения – вверху. Работа будет интереснее, если родители по ходу занятия будут рассказывать, о том, что было, когда их дети были совсем маленькими.
Если позволяет время, можно устроить выставку лент с кратким рассказом.
(Как правило, на таком занятии создается особая теплая атмосфера, рассказ о прошлом, организованный таким образом, сплачивает группу: детей между собой, детей и родителей).
На следующем занятии учитель берет одну из детских лент и спрашивает: «Смотрите, Саше – 0 лет. А вверху – 2000. А Тане – 0 лет, а вверху – 1998. А где же будет 0 в верхней части ленты? Давайте посмотрим» После этого все выходят в коридор. Учитель держит в руках Ленту «От Рождества Христова» (лента, длиной 20 м 7 см) Итак, сейчас 2007 год. Смотрите, вот 2000 год. Саше здесь 0 лет. И Сашина история на этой ленте – вот такая маленькая. А Танина – вот такая. А Колина… и т.д. А моя чуть больше. А история, о которой я хочу вам рассказать была во-от сколько лет назад. Разворачивается вся лента. Смотрите, здесь – 0. В этот год… (учитель рассказывает историю о рождении Христа). Это было настолько важным событием в истории человечества, что люди начали отсчет лет заново: с Рождеством Христовым наступает «наша эра».
(В этот момент на нашем занятии одна девочка воскликнула: «Так значит, это правда было! Это – не сказка?!»)
Ленту можно оставить в коридоре, а самим пройти в класс.
Дети рисуют историю Рождества Христова. Детские рисунки затем приклеиваются в начало ленты.
К Ленте можно возвращаться на других занятиях. Например, при изучении истории России, родного города, житий святых можно находить соответствующие даты.
В Воскресной школе, как правило, к Рождеству Христову подходят после изучения событий Ветхого Завета. В таком случае можно сделать ленту «От сотворения мира». В определенном масштабе можно изобразить на ленте 7516 лет (например, 75м 16 см) До Рождества – лента одного цвета, после – другого. Само событие отметить на Ленте звездой.
Начинать «путешествие к Рождеству» лучше от Сотворения мира. Когда учитель будет разворачивать Ленту, вместе с детьми можно вспомнить ветхозаветную историю в хронологическом порядке. И дойдя до звезды, начать рассказ о Рождестве Христовом. После рассказа развернуть ленту до конца. Найти на ней год рождения всех учеников, другие важные для них даты.
Коновалова Ирина, руководитель Воскресной школы храма в честь Святителя Николая при ТКПБ (г. Томск)
Макет ленты «Путешествие к Рождеству Христову» дан в приложении (в версии для печати на 25 листах)
Здесь скачать этого файла для программы CoreDraw.