Свобода. Смысловик  №15

Животные делают то, что им предназначено, и не задумываются над тем, что делают. Если волк видит зайца и голоден, то он сделает все, чтобы его съесть, и вовсе не думает, хорошо это или плохо. Волк не выбирает, как ему поступать.

А вот человек может выбрать. Например, вы сидите в автобусе, а пожилая женщина стоит. Вы можете уступить ей место и совершить добро, а можете и не уступить. Вы свободны совершить выбор.

Бывают в жизни и труднейшие ситуации. Например, на войне может случиться так, что вы спасете свою жизнь, предав другого человека. Но в этом же случае вы свободны выбрать мучения и смерть для себя, чтобы спасти другого. Воистину страшной может быть наша свобода!

Согласно Библии, был свободен и первый человек — Адам. Он мог жить в вечной радости с Богом, а мог от Него уйти и жить сам по себе, по своему выбору. И Адам выбирает жизнь по своей воле (типичный поступок для нашего XX века, не правда ли?). Спрашивается, а почему Бог сотворил человека свободным? Ведь Он мог сотворить человека таким, чтобы тот делал только добро, не правда ли?

Здесь мы затронули очень серьезную тему. Видимо, так же как раб в принципе не способен на творческий, производительный труд, так и человек без свободы выбора — не человек, а что-то вроде робота.

Примеры, подтверждающие первостепенность свободы выбора человека, вы можете обнаружить и в своем классе. Посмотрите вокруг, и вы увидите, что к истинным знаниям стремится лишь тот, кто уже свободно выбрал свой жизненный путь. И наоборот, тот, кто ходит в школу по принуждению родителей, кто не имел возможности свободно определиться, выглядит очень жалко, «убивает» время и, как говорится, сам не живет и другим не дает.

В качестве примеров, иллюстрирующих важнейшие понятия нравственности, мы часто выбираем сказки. Конечно, дурачок в сказке видит лишь увлекательный сюжет, а умный учится! В одной из них рассказывается про волшебные спички и мальчика с голубыми глазами. У этого мальчика были волшебные спички, и, когда он ломал одну из них, исполнялось любое его желание. Мальчик был злой и жадный — он нажелал себе целую кучу всяких богатств. Он захотел, чтобы у него был друг, и нашел другого мальчика. Но тот никак не хотел с ним дружить. Тогда мальчик с голубыми глазами сказал:

—Я мог бы сломать спичку, и ты выполнял бы каждое мое желание, но я хочу, чтобы ты сам захотел стать моим другом.

А священник в такой ситуации, наверное, добавил бы:

И если уж даже противный злой мальчишка хотел, чтобы его дружбы захотели свободно, а не по принуждению, то тем более Бог ждет от нас свободного желания быть в Его любви Не то делает нас свободным, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих.               И.В. Гёте

Свободен тот, кто может не лгать.                    А. Камю

Федор Михайлович Достоевский жил в XIX веке, однако его суждения о свободе, равенстве и братстве в наше время, то есть в начале XXI века, не менее актуальны, чем сто лет тому назад. Вот некоторые из них:

«У нас в России надо насаждать другие убеждения, и особенно относительно понятий о свободе, равенстве и братстве. В нынешнем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода — лишь в одолении себя и воли своей так, чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда  во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином. А разнузданность желаний ведет лишь к рабству вашему. Вот почему чуть-чуть не весь нынешний мир полагает свободу в денежном обеспечении и в законах, гарантирующих денежное обеспечение: «Есть деньги, стало быть, могу делать все, что угодно; есть деньги — стало быть, не погибну и не пойду просить помощи, а не просить ни у кого помощи есть высшая свобода».

А между тем это в сущности не свобода, а опять-таки рабство, рабство от денег. Напротив, самая высшая свобода — не копить и не обеспечивать себя деньгами, а «разделить все, что имеешь, и пойти всем служить». Если человек способен на это, если спосо­бен одолеть себя до такой степени, то не свободен ли он после этого? Это уже высочайшее проявление воли!

Затем, что такое в нынешнем образованном мире равенство? Ревнивое наблюдение друг за другом, чванство и зависть: «Он умен, он Шекспир, он тщеславится своим талантом; унизить его, истребить его».

Между тем настоящее равенство говорит: «Какое мне дело, что ты талантливее меня, умнее меня, красивее меня? Напротив, я этому радуюсь, потому что люблю тебя. Но хоть я и ничтожнее тебя, но как человека я уважаю себя, и ты знаешь это, и сам уважаешь меня, а твоим уважением я счастлив. Если ты по твоим способностям приносишь в сто раз больше пользы мне и всем, чем я тебе, то я за это благословляю тебя, дивлюсь тебе и благодарю тебя и вовсе не ставлю моего удивления к тебе себе в стыд. Напротив, счастлив тем, что тебе благодарен, и если работаю на тебя и на всех по мере моих слабых способностей, то вовсе не для того, чтоб сквитаться с тобой, а потому, что люблю вас всех».

Если так будут говорить все люди, то, уж конечно, они станут и братьями, и не из одной только экономической пользы, а от полноты радостной жизни, от полноты любви».

 

Вопросы к СМЫСЛОВИКУ № 15. Выберите правильный ответ.

1. Чем при выборе свободы отличается человек от животного?

а)

строением тела

б)

наличием разума

в)

полным отсутствием инстинктов у человека

г)

подчинением инстинктов разуму и воле

 

2. "Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой", - писал Достоевский.

 

Эдик: Эй, братан, говорят, тебе посылка пришла?

Вова: П-п-пришла…

Эдик: Айда, вытаскивай что там у тебя.

Вова: Да мне и самому мало…

Эдик: Ты чё?! На кулак нарываешься? Тащи, говорят, все чё есть!

Вова нехотя достает из тумбочки пачку чая и кулек конфет.

Эдик: И это все? Небось заныкал остальное?

Вова (чуть не плача): Не-е-ет, тетка на последние деньги прислала…

Эдик (забирает чай и половину конфет, остатки бросает обратно): Пользуйся моей добротой – я не жадный!...

 

Исходя из понимания свободы Достоевским, кто в диалоге поступил свободно:

а)

Эдик

б)

Вова

в)

никто

 

3. Что имеет в виду Достоевский под настоящим равенством?

а)

нейтралитет 2-х воровских "авторитетов" не лезущих на чужую территорию, но и на свою не пускающих

б)

ревнивое взаимное наблюдение сослуживцев: кто из них достоин занять место шефа?

в)

искренняя дружба между двоечником и отличником

Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.

Не забывайте  в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда

 

 

Виктор Николаев      ИЗ РОДА В РОД.    Смысловик  №16

Писатель Виктор Николаев – майор запаса. Имеет боевую награду. Недавно издана новая документальная повесть В. Николаева – «Из рода в род». В этой книге говориться о войне, но не о простой… Сам писатель говорит, что она страшнее и циничнее афганской, хотя почти незаметна для нас. Это война между совестью и соблазном. Между милосердием и равнодушием. Между Божьей любовью и дьявольской ненавистью.
В книге Николаева нет вымышленных лиц. И большинство ее героев не скрывают своих имен, хотя жизненные истории некоторых из них позорны.
Это рассказ о современной тюрьме.
Запись десятка человеческих голосов. Они свидетельствуют о том, что безнаказанных грехов не бывает. Ад совсем рядом и готов вторгнуться к нам еще при жизни.

В тюремном храме в раннее воскресное утро двое заключенных пели молитву ко Пресвятой Богородице. Тихо мерцали свечи, лился негромкий голос. Было ещё довольно темно, за окном середина ноября. Молодые люди пели. Вернее это было даже не пение. Заключенные умоляли Мать… Как дети просят мать о помощи в беде, при болях, при голоде, холоде. Их голоса, в которых слышались надрыв, скорбь, покаяние, надежда и что-то сокровенное, глубинное из сердца, способны были остановить любого, услышавшего такое.

  … приятилище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь…

Они приходили сюда почти ежедневно. Пять, а то и десять человек. Иногда – один. Особенно любили собираться перед Воскресной литургией за час-полтора до её начала. Приход был небольшим по сравнению с общим количеством заключенных, человек тридцать, но довольно дружным и крепким. Они любили эту молитву.

   помози ми яко немощну, окорми мя яко странна…

Сегодняшнюю Воскресную службу в храме святителя Николая, находящегося на территории тюрьмы, будет вести его настоятель отец Игнатий.

Один из поющих, с обожженным лицом и руками со срубленными двумя пальцами на правой и четырьмя на левой - Вячеслав Тягач. До суда – старший лейтенант Вооруженных Сил Российской Федерации, командир роты десантно-штурмовой бригады на бесконечной войне. Сюда он попал…

Впрочем обо всём по порядку. О непростых прихожанах этого Божьего рубежа защиты и излечения души. Из тюрьмы, а по документам учреждения -№… ОЖ…, каких десятки на необъятной российской земле.

…К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?

   Тюремные прихожане собирались довольно быстро. Мерцали свечи. Украдкой вытирал глаза осужденный Никита. Он совсем недавно вернулся из краткосрочного отпуска. Сороколетний, изрядно потрепанный жизнью человек, ездил хоронить свою жену. На такое решилась администрация тюрьмы, благо, закон стал позволять.

… До заключения Никита, часто находясь в состоянии сильного опьянения, орал жене:

- Никогда ни перед кем не встану на колени! Особенно перед тобой.

На кладбище он плакал навзрыд, стоя на коленях у гроба жены. Эта щупленькая, внешне всегда жизнерадостная женщина умерла в больнице от запущенной онкологической болезни. Все деньги, которые она могла потратить на лекарство, тратила на содержание детей, а на оставшиеся отправляла мужу скромные посылочки. В каждой из них лежали письма от ребятишек, которые она им диктовала сама. В конце добавляла своей рукой: «Ты не один. Нас четверо». После смерти жены остались девятилетняя дочь и семилетний сын. В момент опускания гроба Никита окончательно сдал. Стоявшие рядом дети кротко просили: «Папка…не недо…Мы дождемся тебя. Ты только приезжай к нам…»

До пола склонил голову всетюремный юморист Генка. Ему было легче. Его ждали все. Он сел по дури, но оказалось, что он в общем-то недурной парень. Генкины шутливые способности проявились в стенгазете отряда, которая выходила по его инициативе по различным праздникам. Иногда придуманным им самим. Одному дружку в ней он дал справку: «Справка дана гражданину А… в том, что у него нет стыда. Действительна до первой исповеди».

Генку, мастера спорта по боксу, за подобное творчество никто не решался приструнить. К тому же он был автором лозунга, который по достоинству оценил весь приход: «За скорую Божию амнистию».

Рядом с ним замер в прошлом «глухонемой» дружок Юрка. Таким он представлялся на воле. За счет чего и наживался, пользуясь людской доверчивостью. Юрка так освоил свою роль, порой даже сам забывал, что он здоровый человек. Попался Юрка под Ростовом. В купе ехали пожилые кабардинцы: муж и жена. В момент «разговора» с ними руками эта женщина рассержено сказала: «А ведь здоровый… Врешь, шайтан…» Точку во внезапно сбившихся действиях молодого авантюриста поставил их попутчик по купе – офицер. Он увидел в поведении «глухонемого» то, что сокрыто от простого гражданского глаза. В момент отхода Юрки офицер, как бы случайно, в полголоса сказал в спину «№гастролеру»: «Деньги выпали…» «Глухонемой» тут же обернулся назад. Минуту спустя его увела охрана поезда.

Слушавший Евангелие Вовка осторожно поправил наклонившуюся свечу. Придя впервые на службы, он. Походив по храму и постояв у икон, сказал со вздохом: «Че раньше мешало?» Раньше Вовке мешала лично им придуманная тайная болезнь. Она, в общем-то, была не особенно тайной, просто им пока не применялась. Не желая однажды больше работать, он пошел по старой зековской дороге: проглотил порубленную на части алюминиевую ложку. Это вызвало серьехзное расстройство желудка и кишечника. Как он и рассчитывал, его положили в спецбольницу, гди произошел ужасный конфуз. Опытный врач раскрыл Вовкину хитрость. Но куда большим потрясением для Вовки стало то, что вскоре на наго пришел указ об амнистии. За хитрость вместо освобождения он получил еще несколько лет.

Стоявший у иконы Царя Артем выглядел самым скромным и воспитанным из всего прихода. В свое время он был студентом одного экономического вуза. Его интеллигентная внешность никак не увязывалась со статьей о нанесении тяжких телесных повреждений, по которой он тут проходил. В церковь он пришел через личные увечья. Примерно такие же, какие нанес в пьяной драке в студенческом общежитии, придя туда в перевозбужденным после дискотеки. Уже в зоне ему попала в руки книжка о житии святых. Прочитав ее, попросил еще. Ему из церковной библиотеки предложили Евангелие. Днем работал – ночью читал. Благо, свет от уличного освещения ярким лучиком падал на его подушку. Удовольствие продолжалось не долго. Оказалось, что в отряде заключенных были сатанисты. В ближайшую ночь Артем почувствовал трудно объяснимые неудобства. Не то стало труднее читать, не то что-то стало трудно со здоровьем. «Простудиться я не мог,  - стараясь вспомнить сегодняшний морозный день, подумал от. – Ладно, дочитаю страницу и  - спать».

…Черная месса у сатанистов явно не шла. Вызываемая ими нечистая сила, обычно являющаяся без задержки, на сей раз брыкалась, капризничала, не желая отвечать на зов. Несмотря на усиление магических действий, что-то всерьез мешало.

И тут Артем, затаившись под одеялом, будто увидел этих людей. Не заметил, не почувствовал, а именно увидел. Он приподнялся и посмотрел в ту сторону, где шло колдовство. Стало душно и жарко, возникло естественное состояние страха, как у каждого человека, увидевшего недоброе. Наконец, бесноватые сдались, обессилено бросив черное дело, они расползлись по своим местам.

Во вторую ночь Артем был более собран. О сне не было и речи. Об увиденном передумал за день тысячу раз. Ближе к полуночи началась невидимая жестокая схватка. Артем затаившись на кровати, начал святое чтение одновременно с началом черной мессы. Читать было трудно, терялась строка, слова часто смешивались но мальчишка продолжал и продолжал это делать, осознавая, что происходит.

-Что читаешь? – голос был тихим, протяжным и страшным. Глаза пришедших  были как у отсутствующих в этой жизни людей.

- Не пряччччь… Выыниимаай…

Пришедшие сразу пролезали на Артема, зашарили под одеялом и подушкой. Притворяющиеся спящими заключенные со страхом следили за действиями четверки. Некоторых заметно трясло. Артема волоком притащили в сушилку и начали жестоко избивать. С остервенением разбросали порванное на мелкие кусочки Евангелие. От смети парня спас внезапно появившийся контролер. На следующий день Артема в целях безопасности перевели в другой отряд. Сатанисты понесли более чем тяжкое наказание…

Это наш приход… В тюремном храме в раннее воскресное утро двое заключенных пели молитву ко Пресвятой Богородице...

   Из письма осужденного:

«… В жизни за всё надо платить… Только в камере смертников после многих месяцев ожиданий расстрела до меня дошел смысл этих слов. Карточный долг – пыль. А вот греховный долг перед Богом за мной такой, что до смерти не рассчитаться.

 При воспоминании, за что убил я, сейчас даже ноют зубы. Я очень хотел быть богатым человеком. Теперь у меня пятизвездочный «отель». Бесплатный. Я хотел всё иметь даром – мечта сбылась, даром и дают. Очень жалко мать. Сюда я ей приезжать запретил. Боюсь, что у неё разорвется сердце. Когда-то я учился в военном училище, но ушел со второго курса, не выдержав дисциплинарных требований. Теперь жалею, ибо потерял главное: собранность, хороших друзей. Умение терпеть невзгоды.

Читая православные книги, я нашел такие слова, что расплата за грехи идет до четвертого колена. Здесь осознал значение этих слов: видимо, мы тут и есть все те – четвертые. И расплачиваемся за родовой грех.

… За время ожидания казни я многое заново пересмотрел. Научился по шагам определять, за мной идут или нет. Те шаги я даже знаю, как будут раздаваться. В первые дни, боясь, что в пищу добавят психотропное, чтобы сделать меня перед расстрелом вялым, я нюхал еду, как собака, потом мочил палец и облизывал, пытаясь определить, потом постепенно отупел. Сейчас понимаю, что любой «лом» против государства – алюминий… Те ребята, что брали нашу группировку, варятся из стали марки «ЗАКОН»…

Сижу, перебираю всю жизнь. Когда мне было пять лет, отец искалечил мать ванной. Сильно ушибленная, она еле заползла за сарай и закрыла меня, чтобы отец, если будет нас убивать, то сначала её. Через несколько дней после этого я внезапно озлобился и повесил любимую кошку, отчего получил злорадное удовольствие. Самое страшное, что спустя почти сорок лет, я в точности повторил действия отца, таким же способом убил человека.

После суда в одну из ночей я дошел до полного безумия. Стал зубами рвать подушку и каким-то тройным голосом орать: «Вот и всё…» И вдруг  что-то со мной случилось, будто я стал вразумляться, замолк, начал удобнее усаживаться, даже вроде заправил одежду и … стал читать 50-ый псалом. Наизусть, слово в слово. Когда осознал, что произошло, вспомнил: бабушка когда-то читала мне его перед сном ещё маленькому. Господи, сколько лет прошло, а он хранился во мне, будто для главного часа. После этого была первая ночь, когда я спал полностью. А вот откуда взялось «Вот и всё…» Когда одного нашего дружка, дрянного парня, надо сказать, убили, мы ему сделали богатую гранитную могилу, а надпись на ней была единственная: «Вот и всё…» Теперь понятно, что лучшее место на кладбище рая не гарантирует.

   Своей жене я сказал: «Есть Бог, есть ты, простившая меня, есть сын. Выстою».

Плохо, что у нас редко бывает батюшка. Он приезжает, но до меня очередь пока не дошла. Если у кого будет минутка, откройте 50-ый псалом за узника Георгия. А я помолюсь за вас».

 

 

 

Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.

Не забывайте  в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к СМЫСЛОВИКУ № 16. Выберите правильный ответ.

1. " В тюремном храме в раннее воскресное утро двое заключенных пели молитву ко Пресвятой Богородице", повествовалось в рассказе. Кто такая "Богородица"?

а)

Мать Иисуса Христа

б)

равноапостольная Мария Магдалина

в)

 Мать Иоанна Богослова

 

2. " окорми   мя  яко  странна…" пелось в молитве. Эти слова значат:

а)

направь меня - странника

б)

покорми странного (необычного поведения) человека

в)

упокой старика

 

3. " Эта щупленькая, внешне всегда жизнерадостная женщина умерла в больнице от запущенной онкологической болезни. Все деньги, которые она могла потратить на лекарство, тратила на содержание детей, а на оставшиеся отправляла мужу скромные посылочки".Как можно охарактеризовать поведение этой женщины:

а)

глупость

б)

наивность

в)

любовь

г)

справедливое отношение

 

4. Прочитайте, как повел себя Артем во время черной мессы сатанистов. Смогли бы Вы на его месте вести себя подобным образом?

а)

да

б)

нет

 

5. Вы читали когда-нибудь 50-ый псалом (его можно найти в молитвослове или в Псалтири):

а)

да

б)

нет

 

6. Кто написал 50-ый псалом?

а)

царь и пророк Давид (жил за несколько сотен лет до Рождества Христова)

б)

ученик Христа – апостол Петр

в)

преподобный Серафим Саровский

 

Часть В. Ответьте на вопросы

1. Давайте вспомним одну из Гениных шуток: "Справка дана гражданину А… в том, что у него нет стыда". Почему подобная "справка" действительна только до первой исповеди?