Надежда. Смысловик  №13

Большинство людей, которые действительно научились бы заглядывать в глубины своего серд­ца, узнали бы, что то, чего они желают, и желают очень сильно, в этом мире обрести нельзя. Здесь много такого, что сулит нам же­лаемое, но эти обещания никогда не исполняются.

Страстная юношеская мечта о первой любви или о какой-то заморской стране, волнение, с которым мы беремся за дело, глубо­ко нас интересующее, не могут быть удовлетворены ни женитьбой, ни путешествием, ни активной учебой. Вот что по этому по­воду пишет К.С. Льюис.

В первый момент, когда наша мечта - на пороге осуществления, нам кажется, что мы ухватили жар-птицу за ее яркое оперение, но уже в следующий момент она ускользает от нас. Я думаю, вы все понимаете, о чем я веду речь. Жена может быть прекрасной женой, гостиницы и пейзажи - просто отличны ми, а химия - невероятно интересным делом, но при всем при этом что-то ускользает от нас.

Существуют две неверные реакции на это и одна правильная.

1.Реакция глупца. Он винит всех и вся. Его не покидает мысль, что если бы он попробовал связать свою жизнь с другой женщиной или если бы отправился в более дорогое путешествие, то ему удалось бы поймать то таинственное нечто, которое ищем все мы. Большинство скучающих, разочарованных богатых людей относятся к этому типу. Всю свою жизнь переходят они от одной женщины к другой (оформляя разводы и новые браки), переезжают с континента на континент, меняют хобби, не теряя надежды, что вот это-то, наконец, настоящее, но разочарование неизменно постигает их.

2.Реакция утратившего иллюзии здравомыслящего человека. Он вскоре приходит к заключению, что все эти надежды были пустой мечтой. Конечно, говорит он, когда вы молоды, вы полны великих ожиданий. Но доживите до моего возраста, и вы оставите погоню за солнечным зайчиком. На этом он и успокаивается, учится не ожидать от жизни слишком многого и старается заглушить в себе голос, нашептывающий ему о волшебных далях. Такой подход к проблеме, конечно, гораздо лучше первого и приносит человеку больше счастья, а сам человек - меньше неприятностей обществу. Обычно он становится педантом, склонным покровительственно, снисходительно относиться к молодым. Но в целом жизнь протекает для него довольно гладко.

Это был бы наилучший путь, если бы нам не предстояло жить вечно. Но что, если безграничное счастье существует, ожидая нас где-то? Что, если человек действительно может поймать солнечный зайчик? В этом случае было бы очень печально обнаружить слишком поздно (сразу же после смерти), что своим так называемым здравым смыслом мы убили в себе право наслаждаться этим счастьем.

3.Реакция христианина. Христианин говорит: «Ничто живое не рождается на свет с такими желаниями, которые невозможно удовлетворить. Ребенок испытывает голод, но на то и пища, чтобы насытить его. Утенок хочет плавать - что ж, в его распоряжении вода. Люди испытывают влечение к противоположному полу – для этого существует половая близость. И если я нахожу в себе такое желание, которое ничто в мире не способно удовлетворить это, вероятнее всего, можно объяснить тем, что я был создан для другого мира. Если ни одно из земных удовольствий не приносит мне подлинного ублаготворения, это не значит, что Вселенной присуще некое обманчивое начало.

Возможно, земные удовольствия и рассчитаны не на то, чтобы удовлетворить ненасытное желание, а на то, чтобы, возбуждая его, манить меня в даль, где и таится настоящее».

Нет смысла обращать внимание на людей, старающихся высмеять христианскую надежду о небе, говорящих, что им не хотелось бы провести всю вечность, играя на арфах. Этим людям надо ответить - если они не могут понять книг, написанных для взрослых, то не должны и рассуждать о них.

Все образы в Священном Писании (арфы, венцы, золото) - это просто попытка выразить невыразимое. Музыкальные инструменты упоминаются в Библии потому, что для многих людей (не для всех) музыка - это такое явление нашего мира, которое лучше всего передает чувство экстаза и бесконечности. Венцы или короны указывают на то, что люди, объединившиеся с Богом в вечности, разделят с Ним Его славу, силу и радость. Золото сим­волизирует неподвластность неба времени (ведь металл этот не ржавеет) и его непреходящую ценность.

Люди, понимающие все эти символы буквально, с таким же успехом могли бы подумать, что, когда Иисус говорил нам, чтобы мы были как голуби, Он имел в виду, что мы должны нести яйца.

Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.

Не забывайте  в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда

Вопросы к СМЫСЛОВИКУ № 13. Выберите правильный ответ.

1. Какая из трех описанных реакций близка лично Вам?

а)

первая

б)

здравомыслящего человека

в)

христианская

 

2. Можно ли человека, утратившего иллюзии, назвать пессимистом (ждущим от жизни только плохое)?

а)

да

б)

нет

 

3. Почему такой человек не способен "поймать солнечный зайчик" ("ухватить" самое заманчивое)?

а)

не так его ловит ("ловить" нужно сердцем, а не приборами

б)

в результате научно-технического прогресса еще не разработан способ для поимки солнечных лучей

в)

человек не способен двигаться со скоростью света, а потому вечно опаздывает

 

4. Какова реакция верующего человека на свое, возможно, нереализовавшееся счастье?

а)

с горя напьется

б)

будет всем рассказывать о несбывшейся надежде

в)

утешится тем, что велика его награда на небесах

г)

Ваш вариант ответа

 

 

 

В.Никифоров-Волгин. ДОБРО И ЗЛО

Смысловик  №14

Почему народ, обладавший такими сокровищами, как право­славное вероисповедание, русская литература, искусство, архитектура, сам, своими собственными руками это либо разрушил, либо полностью или частично отверг в 1917 году? Как можно бы­ло это перечеркнуть и начать новое строительство на голом месте? Почему была нарушена связь с прошлым?

Полный ответ на эти вопросы еще не найден. Его современное русское общество еще должно выстрадать.

Однако неужели и впрямь в начале XX века зло победило добро?

Прочувствовать атмосферу того времени, понять поведение рядового крестьянина, рабочего и солдата помогают рассказы В. Никифорова-Волгина.

Я иду по большой дороге. На мне полупальтишко, солдатские сапоги с подковками, барашковая шапка. За плечами две сумы. В одной - запасные Дары, Евангелие, деревянная чаша, служебник да требник, а в другой - сапожный инструмент.

На груди у меня, в особой ладанке, - антиминс (Антиминс — священный плат с изображением погребения Господа Иисуса Христа.)

. В руке березовый посох. Я стал священником – странником. Перед отступлением белых меня убеждали за границу бежать, но я отказался...

В селе Горелово за устройство духовной беседы в лесу меня арестовали и посадили под замок. Поздно ночью приходит ко мне в темницу комиссар. Бравый этакий мужчина, саженного роста! Был он пьянее вина. На ногах чуть держится. Еле владеющим языком приказал мне:

-Шагом марш, за мною!

Привели меня в большую избу. Вся она полным-полна, и все пьяные. На табуретке сидел гармонист. При виде меня от заиграл плясовую.

Комиссар сгреб меня пятерней за волосы, вытащил на середину избы и приказал:

-Пляши!

Пьяные, что дети али звери...

Я не стал противиться им и пустился в пляс... А когда кончил плясать, то сел на лавку и засмеялся. Вначале ничего смеялся, по-людски, но потом не выдержал и засмеялся с душевным содроганием, с плачем и выкриками... И никак этого смеха не мог удержать...

Когда успокоился немножко, то огляделся я вокруг и вижу: все стоят с опушенными головами и молчат... Есть что-то святое в задумчивости русского человека... первым не выдержал молча­ния комиссар. Он это как охнет да воскличет! Гляжу... бух! падает мне в ноги:

-Прости меня, Божий человек!

Мы подняли его. Усадили за стол. Я рядом с ним сел. Поуспокоились немножко. Поставили самовар. Стали меня потчевать. И вот кто-то из них и говорит мне:

-Расскажи что-нибудь душевное... только не про нашу жизнь и не про нашу землю... Если Божьего слова недостойны, то расскажи хоть сказку!..

Долго, до петушиных вскликов, беседовал с ними. Слушали меня с опушенными головами и вздохами.

На прощанье сказали мне:

-Иди своею дорогой, батюшка! Не поминай нас лихом... Мы это... ну... одним словом... Ладно! Чего уж там говорить!..

В морозно-солнечный день я направлялся навестить один тайный монастырь. На лесной дороге встречаю трех стариков. В тулупах, бородатые, с котомками через плечо, с лесинами в руках, в валенках... Подошли ко мне под благословение и стали рассказывать:

-   Мы, батюшка, в Москву идем!.. О Боге хлопотать!

-   Как так?

-   Да так, чтобы это Бога нам разрешили и всякие гонения на
Него воспретили... А то беда!

Говорят спокойно, по-крестьянски кругло, и только в глазах их как бы блуждание и муть.

-   Шибко стали Бога поносить! - сказал сгорбленный старик.

-   Ведь до чего дошло!? - перебил его другой, с косыми глазами и впалыми забуревшими щеками. - Миколаха Жердь из нашего посада, анкубатор для выводки цыплят сделал... из дедовских икон! Говорит Миколаха, что оне, иконы-то, подходящия для этого, так как толстыя, вершковыя, а главное - дерево сухое!..

-   А внук мой Пашка из иконы покрышку сделал в своем нужнике... - задыхаясь, прошамкал беззубый тихий старик, весь содрогнувшись.

Спрашиваю их:

-Кому же вы жаловаться будете в Москве?

-Как кому? Ленину! Ильичу то исть!..-Да он помер...

-Это мы слышали, но только не верим! Нам сказывали, что он грамоту такую объявил, чтобы не трогать больше Бога...

Я чуть не заплакал.

Застывшая в глазах моих боль заставила стариков на время задуматься. Что-то поняли они. Растерянно взглянули друг на друга и на меня посмотрели.

-   Ну, а ежели не найдем Ленина, так к самому патриарху пойдем, - заявил косоглазый старик. - Пусть он рассудит и анафемой безбожникам пригрозит... Патриаршая-то анафема дело нешуточное... Убоятся!..

-И святейшего патриарха нет в живых!..

Они не удивились, сняли шапки и перекрестились, сказав ше­потом: царство ему Небесное!..

Глаза стариков гуще налились мутью.

-А Калинин, староста, жив? Ну, так мы к нему пойдем... Он нас приветит!..

Вначале тихо, а потом все горячее и горячее я стал убеждать их не делать этого, вернуться к себе, терпением препоясаться и ждать Божьего суда.

-   Не можем! -с земляным упорством заявили они и даже рассердились на меня.

-   Сто верст пешком прошли! - взвизгнул один из них. – Сам Господь идет с нами рядышком... а ты... вернуться!

-   На смерть идете! - сказал я в отчаянности.

Только улыбнулись тихо так: «Что нам смерть!», поклонились мне и пошли вперед степенным деревенским шагом. Долго слушал я хрустень морозного снега под их валенками.

Предгрозовой ночью иеромонах Македонии обходил шести­сотлетние стены Печерского Успенского монастыря. Вратарь отбивал в старинное било ночные часы. К дрожащим, суровым звукам била откликнулся колокол Печерской звонницы, и за ним гу­сто и важно пробили часы Свято-Никольской церкви.

Над золотыми куполами собора висели тучи с медными отсве­тами. По земле извивался сухой ветер, шумели старые монас­тырские дубы. Иеромонах Македонии дошел до монастырских врат, где, по преданию, был обезглавлен Иваном Грозным препо­добный игумен Корнилий. Македонию вспомнились слова из од­ной ветхой монашеской летописи: «По умерщвлении Корнилия преподобного, падоша Иване царь на хладные мощи его, и зело плакася горько». Повторял эти слова и вздыхал.

Около врат стоял человек на коленях. Шаги монаха испугали его. Он встал с колен и хотел броситься бежать.

Монах остановил его и успокоил.

-Вы издалека? - спросил он.

Пристально вглядевшись в тихие сострадательные глаза монаха, незнакомый шепотом ответил:

-   Я тайком пришел из России!..

-   Горе, наверное, большое заставило вас прийти сюда?

-   На душе у меня страшный несмываемый грех! - с отчаянием выкрикнул он, закрыв лицо руками. - Бог оставил меня! Перекрести меня! Страшно мне!

Иеромонах перекрестил его и усадил на камень, рядом с со­бою.

Пробили монастырские часы. Когда угас в воздухе их ночной перезвон, человек робко и растерянно, в бессвязных словах, рассказал страшную повесть о себе.

-Это было в тысяча девятьсот восемнадцатом году. Я служил в Красной Армии. Пьяными мы ворвались в этот монастырь. Перед этим у монастырских стен мы расстреляли двух Печерских жителей. Со свистом, руганью и песнями мы взломали церковные двери и в шапках, с папиросами в зубах ворвались в храм искать сокровища. Что мы в храме ни делали, - подумать теперь страшно! Плевались, пели песни, хохотали. Я, как сейчас помню, все хотел в уста Спасителя папироску вставить.

...Никаких сокровищ мы не нашли. Пошли в пещеры, где ваши иноки упокоеваются. Могильные плиты штыками да прикладами вскрывали, - все думали, что монахи свои драгоценности в гробы попрятали! Много монашеских гробов раскрыли, осквернили и разрушили. Ничего не нашли.

Стоял в пещере, на месте первоначального алтаря подвижников, образ Богоматери... Мы этот образ на пол опрокинули и сапогами, грязными солдатскими сапожищами... по этому образу!

Взяла меня злоба, что мы ничего здесь не нашли, и в злобе своей я штыком ударил в череп монаха, лежащего во гробе.

Стали мы выходить из пещер. Перед тем как выйти, я почему-то оглянулся назад и увидел, как над чьим-то гробом светилась синенькая лампадка...

Своды, мрак, переходы и этот синий огонь над гробом!

...Взглянул я на эту лампадку и обуял меня такой страх, что я закричал и как безумный выбежал из пещеры. С этих пор, вот уже десять лет, я не нахожу успокоения. Каждую ночь вижу мо­наха с проколотым черепом, и всюду, куда ни посмотрю, синие лампады перед глазами...

...Чтобы загладить окаянство мое, я стал изнурять свое тело. Вот, посмотрите...

Человек расстегнул рубашку и показал монаху железные вериги.

- Совесть погнала меня из России... сюда... монастырским стенам поклониться и попросить прощения у святых угодников. Услышит ли меня Бог? Простит ли меня, окаянного зверя?

Человек умолк и расплакался.

На прощание он попросил перекрестить его. Иеромонах пе­рекрестил, и рука его коснулась железных вериг.

Долго смотрел ему вслед и думал о таинственных жутких путях русской души, о величайших падениях ее и величайших восстаниях, - России разбойной и России веригоносной.

Грозовые тучи прошли стороной. Далеко-далеко перекатывался гром, и в том направлении, где лежала Россия, вспыхивали молнии.

Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.

Не забывайте  в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда

Вопросы к СМЫСЛОВИКУ № 14. Выберите правильный ответ.

1. " Пьяные, что дети али звери", говорится в рассказе. Почему возникло такое сравнение?

а)

дети такие же жестоки как звери, подобно им и подвыпившие зверствуют

б)

пьяные такие же веселые и приятные в общении как дети и звери

в)

дети такие же неразумные как звери, подобно им, пьяные не могут контролировать вои поступки и порою творят зло, даже если в трезвом состоянии это делать не собирались

 

2. " Расскажи что-нибудь душевное... только не про нашу жизнь и не про нашу землю...", просил пришедший в себя комиссар и батюшка долго им рассказывал то, что когда-то сам читал в божественных книгах. А Вам приходилось читать такие книги (они есть в молебной комнате):

а)

да (какие именно?)

б)

нет

 

3. " Миколаха Жердь из нашего посада, анкубатор для выводки цыплят сделал... из дедовских икон!" В Новом Завете есть выражение: "Бог поругаем не бывает", это значит:

а)

то, что сделал Миколаха и Пашка опровергает эту цитату

б)

изречение верно. Эти нарушители Божественного прядка только на земле жили хорошо, но как только они померли, Бог их люто наказал

в)

"Бог поругаем не бывает", и в этом молодые люди скорее всего смогли убедиться еще при жизни, но не сразу, т.к. Бог ждал от них покаяния

 

4. В 4-ом эпизоде бывший красноармеец рассказал, что они никаких сокровищ в храме не нашли. Почему?

а)

Монастырский тайник был слишком хорошо замаскирован

б)

не хватило времени на поиски

в)

в монастыре главные ценности не материальные, а духовные, и если красноармейцы не обогатились, значит, он не то искали

 

5. Почему красноармеец испугался

а)

он вообще боялся огня

б)

он боялся мертвецов

в)

почувствовал воздаяние за содеянное