Г.Х. Андерсен. Стремление к свету (сказка)

Смысловик  № 7

В тесной и угрюмой тюрьме большого венгерского города сидел заключенный. Это злые люди заковали его в цепи - заключенный был невиновен.

В тюрьме было сыро, темно и холодно. Вместо постели бросили мокрую солому. Ему носили только хлеб и воду. Он сидел там уже долго - бледный, больной, грустный. Солнце редко светило в узкое окошко, свежий воздух не проходил в тюрьму. Печально думал он о своих милых родных, маленьких своих детях. Думал, что, быть может, давно уже все забыли его, считая умершим. Что делается там, на земле, на родине?!

Однажды он подошел к окну. Был чудесный летний день. Солнце уже садилось за лесом, освещая красноватым светом его вершины. Люди шли и ехали по улицам. Тюрьма была высоко, и оттуда люди казались маленькими. Он крикнул им, но никто его не услышал. Лишь в синем небе парили птицы. Перед окном тихо пролетал орел.

-   Орел, орел! - закричал ему заключенный. - Сядь ко мне на окошко, расскажи, что делается на земле, пропой мне песню.

-  Нет, - ответил орел. - Окно твое очень мало - мне негде сесть. Я не расскажу тебе, что делается на земле, потому что редко спускаюсь туда. Я вью гнездо свое на высочайших скалах и старых дубах, подальше от злых людей, чтобы они не разорили его. Я не спою тебе песни, потому что никогда не пою на земле. Я поднимаюсь высоко-высоко, и мои песни слышит только вечное солнце...

Могучими взмахами широких крыльев орел гордо поднялся к небу и скрылся из глаз.

Заключенный увидел лебедя.

-   Лебедь, лебедь! Расскажи, что делается на земле, пропой мне песню.

-   Нет, - ответил лебедь. - Я не расскажу тебе, что делается на земле, поскольку я плаваю всегда на воде - чистой, прозрачной воде, между зелеными камышами. Когда вода утром, на заре, покроется розовым блеском, я громко закричу заре: «Здравствуй!» Я не спою тебе песни, я спою ее, лишь когда стану умирать...

И лебедь поплыл по воздуху, блистая белыми крыльями. За окном заключенного зачирикали воробьи.

-   Воробышки, воробышки! Сядьте на окошко, расскажите, что делается на земле! Спойте песенку, - попросил узник.

-   Чирик, чирик! Нам некогда! Нам еще нужно поклевать зернышек, которые нечаянно рассыпал мельник...

Но вдруг серенькая птичка вспорхнула перед окном и села на железную решетку.

-   Здравствуй, соловушка! Спасибо тебе, милая птичка, что навестила меня. Расскажи, что делается на земле, спой мне песенку.

-   Я расскажу тебе, что делается на земле, я спою тебе песенку, - сказал соловушка.

И полились такие звуки, что бедный заключенный заплакал от радости, упал на солому - и все плакал, и все слушал.

-  Вчера утром, на заре, - пел соловушка, - было так светло и прохладно! Я прилетел к твоему домику, сел на зеленый ореховый куст перед открытым окошком и пел, и пел. В колыбельке был твой малютка. Он раскрыл большие светлые глазки, слушал мои песни и спросил: «Где папа, где папа?» Твои родные плачут, вспоминая о тебе. Они тебя любят, очень любят, очень хотят тебя увидеть. Не унывай! Бог видит, что ты невинен; выпустят тебя, и ты опять выйдешь на волю, на свет, на свежий воздух!

Дети твои будут тебя ласкать и целовать. Будет тихий, летний вечер, длинные тени потянутся от деревьев, на солнце засверкают стекла окошек. Ты будешь на крыльце рассказывать детям, Как ты страдал.

Будешь их учить, чтобы они, когда вырастут, не позволяли лю­дям делать злые дела, чтобы они не сердились на злобных людей, чтобы они и все люди любили друг друга, как братья. И дети твои послушают тебя. Когда они вырастут, ты увидишь их добрыми, честными, увидишь, как они будут помогать бедным. Ты будешь жить долго, долго! Волосы твои поседеют, но сердце будет радо­стно биться.

И когда ты умрешь, все будут о тебе плакать да молиться и в светлый, солнечный день понесут тебя на кладбище. На могиле твоей посадят розовый куст, и я буду на рассвете петь над твоей могилой...

 

Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.

Не забывайте  в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда

Вопросы к СМЫСЛОВИКУ № 7. Выберите правильный ответ.

 

1. Сравните поведение птиц с поведением людей из Евангельской притчи: один человек сделал большой ужин и звал многих,  и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.  И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. (Евангелие от Луки, глава 14, стихи 16-24)

Что ждет тех, кто отказывает в помощи другим, ссылаясь на "веские причины"? 

а)

Благодарность и похвала окружающих

б)

Когда-нибудь им самим потребуется помощь и никто не окажет ее

в)

думая только о себе, человек сбережет силы, которые ему понадобятся когда-нибудь

 

2. О каких людях можно сказать, что в своей жизни они «поют» песню орла, лебедя, воробья (рядом с названием порока напишите имя той птицы из сказки, которая им страдает):

а)

Гордость

б)

Оставление самого важного "на потом".

в)

Жизнь только земными заботами (своими интересами)

 

3. Как вы считаете, чем прекрасно то, что сделал соловей?

а)

в сказке у соловья перед беседой с узником был стресс, и потому отвлекая бедолагу своей болтовней, он просто "выпустил пар" (тоже полезно)

б)

В помощи другим мы уподобляемся Богу, а кроме того, поддержка другим всегда будет вознаграждена свыше тем необъяснимым чувством внутренней радости, которое ни за какие деньги не купишь

в)

после своего освобождения, в благодарность соловью узник мог сделать кормушку, поэтому поведение соловья – просто результат тонкого расчета

 

4. Какого персонажа сказки больше всего напоминаете вы сами, если рассматривать ваше отношение к другим людям?

а)

лебедь

б)

воробей

в)

соловей

г)

орел

 

5. В Новом Завете говорится: "блаженнее давать, чем принимать", - и каждый, кто творил добро, на личном опыте знает, что так оно и  есть. Приходилось ли в Вашей жизни испытывать справедливость этих слов?

а)

да

б)

нет

 

6. Вы заметили, что соловей прилетел тогда, когда его об этом еще никто не попросил? Нет ли среди ваших друзей или близких кого - нибудь, кому уже сейчас сможете помочь?

а)

да

б)

нет

в)

не знаю

 

В.Дегтев. Аморальный приказ

Смысловик  № 8

Шли мы тогда из Владивостока в порт Ванино. Рейс был последний в сезоне. Шансов успеть до ледостава почти не оставалось. Из Ванино сообщили, что у них на рейде уже появлялись льдины. Я недоумевал: зачем послали так позд­но? Однако надеялся, что зима припозднится и удастся проско­чить. Тихая и теплая погода в Японском море давала основания для таких надежд.

На борту у меня был «особый груз» - осужденные священники, настоятели    монастырей, высшие иерархи. Надо сказать,   однажды   мне уже приходилось переплавлять заключенных - страшно вспомнить... В этот раз - совсем другое дело. Ни тебе голодовок, ни поножовшины, ни шума, ни крика. Охранники маялись от безделья. Они даже стали их выпускать на палубу гулять, не боясь, что кто-нибудь из осужденных бросится за борт. Ведь самоубийство по христианским понятиям - самый тяжкий грех. На прогулках святые отцы чинно ходили по кругу, худые, прямые, в черных длинных одеждах, ходили и молчали или тихо переговаривались. Странно, но, кажется, никто из них даже морской болезнью не страдал, в отличие от охранников, всех этих мордастых увальней, которые, чуть только поднимается небольшая зыбь, то и дело высовывали рожи за борт...

И был среди монахов мальчик Алеша. Послушник, лет двенад­цати от роду. Когда в носовом трюме устраивалось моление, часто можно было слышать его голос. Алеша пел чистейшим альтом, пел звонко, сильно и с глубокой верой, так что даже грубая обшивка отзывалась ему. У Алеши была собака Пушок. Рыжеватый такой песик. Собака была ученая, понимала все, что Алеша говорил. Скажет мальчик, бывало: «Пушок, стой!» - и пес стоит на задних лапах, как столбик; прикажет: «Ползи!» - и пес ползет,

высунув от усердия язык, вызывая у отцов смиренные улыбки, а охрану приводя в восторг; хлопнет в ладоши: «Голос!» - и вер­ный друг лает заливисто и с готовностью: «Аф! Аф!». Все заклю­ченные любили Алешу и его кобелька. Полюбили его и матросы, даже охрана улыбалась при виде этой парочки. Пушок понимал не только слова хозяина, он мог читать даже его мысли: стоило Алеше посмотреть в преданные глаза, и пес уже бежал выполнять то, о чем мальчик подумал.

Наш замполит, Яков Наумыч Минкин, в прошлом циркач, вос­хищался Пушком: уникальная собака, с удивительными способ­ностями, цены ей нет. Пытался прикармливать пса, но тот почему-то к нему не шел и корма не брал. Однажды на прогулке наш старпом подарил Алеше свой старый свитер. С каждым днем за­метно холодало. Мальчик зяб в своей вытертой ряске. Алеша только посмотрел Пушку в глаза - и пес, подойдя к старпому, лизнул его в руку. Старик так растрогался.

Возвращаясь к хозяину, пес ни с того ни с сего облаял Якова Наумыча, спешившего куда-то. Чуть было не укусил. Мне непо­нятно было такое поведение собаки. Однако на другой день все стало ясно. Я зашел к замполиту в каюту неожиданно, кажется, без стука, и увидел в его руках массивный серебряный крест. Яков им любовался... Крест был прикреплен колечком к жетону. Жетон был увенчан короной, на нем - зеленое поле, а на поле -серебряный олень с ветвистыми рогами, пронзенный серебря­ной стрелой. Яков перехватил мой взгляд. «А наш-то послушник, оказывается, князь!» - сказал он как ни в чем ни бывало и кив­нул на крест с гербом.

Вот так мы и шли пять суток.

И вот на шестой день плавания Яков спросил координаты. Я сказал. Он озадаченно пробурчал что-то и спустился в носовой трюм. Вскоре вернулся с Пушком под мышкой. Пушок скулил. Алеша, слышно было, плакал. Кто-то из монахов успокаивал его. Замполит запер пса в своей каюте, и я расслышал, как он резко одернул старпома, попытавшегося было его усовестить: «Не твое дело!» После чего послонялся какое-то время по палубе, нервно пожимая кулаки, потом опять сходил в свою каю­ту и вернулся с черным пакетом в сургучных печатях. Вновь спросил у меня координаты. Я сказал: такие-то. Тогда он торжественно вручил мне пакет. Я сломал печати. В пакете был приказ.

Вы слышите - мне приказывалось: остановить машину, открыть кингстоны и затопить пароход вместе с «грузом». Команду и охрану снимет встречный эсминец. Я опешил. И с минуту ничего не мог сказать. Может, ошибка? Но тут подошел радист и передал радиограмму с эсминца «Беспощадный боец революции Лев Троцкий» - корабль уже входит в наш квадрат.

Что я мог поделать - приказ есть приказ! Помня о долге капи­тана, я спустился в каюту, умылся, переоделся во все чистое, облачился в парадный китель, как требует того морская традиция. Внутри у меня было как на покинутой площади... Долго не выхо­дил из каюты, находя себе всякие мелкие заботы, и все время чувствовал, как из зеркала на меня смотрело бескровное, чужое лицо.

Когда поднялся на мостик, прямо по курсу увидел дымы эсминца. Собрал команду и объявил приказ. Повел взглядом: кто?.. Моряки молчали, потупив глаза, а Минкин неловко разводил ру­ками. Во мне что-то натянулось: все, все они могут отказаться, все - кроме меня!..

-В таком случае я сам!..

Спустился в машинное отделение - машина уже стояла, и лишь слышно было, как она остывает, потрескивая, - и со звоном в затылке отдраил кингстоны. Под ноги хлынула зеленая, по-зимнему густая вода, промочила ботинки, но холода я не почувство­вал.

Поднявшись на палубу - железо прогибалось, - увидел растерянного замполита, тот бегал, заглядывал под снасти и звал:

-Пушок! Пушок!

В ответ - ни звука. Из машинного отделения был слышен гул бурлящей воды. Я торжественно шел по палубе, весь в белом, ви­дел себя самого со стороны и остро, как бывает во сне, осозна­вал смертную важность момента. Был доволен тем, как держался, казался себе суровым и хладнокровным. Увы, не о людях, за­пертых в трюмах, думал, а о том, как выгляжу в этот роковой миг. И сознание, что поступаю по-мужски, как в романах - выполняю ужасный приказ, но вместе с тем щепетильно и тщатель­но соблюдаю долг капитана и моряка, - наполняло сердце трепе-

том и гордостью. А еще в голове тяжело перекатывалось, что событие это - воспоминание на всю жизнь, и немного жалел, что на судне нет фотоаппарата... Из трюмов донеслось:

-Вода! Спасите! Тонем!

И тут мощный бас перекрыл крики и плач:

-Помолимся, братия! Простим им, не ведают, что творят.
Свя-тый Бо-о-же, Свя-тый Кре-епкий, Свя-тый Бес-с-смерт-ный,
поми-и-илуй нас! - запел он торжественно и громко.

За ним подхватил еще один, потом другой, третий. Тюрьма превратилась в храм. Хор звучал так мощно и так слаженно, что дрожала, вибрировала палуба. Всю свою веру вложили монахи в последнюю молитву. Они молились за нас, безбожников, в же­лезном своем храме. А я попирал этот храм ногами...

В баркас спускался последним. Наверное, сотня крыс прыгнула вместе со мной. Ни старпом, ни матрос, стоявшие на краю баркаса, не подали мне руки. А какие глаза были у моряков!.. И только Яков Наумыч рыскал своими глазами-маслинами по палубе, звал собаку:

-Пушок! Пушок! Чтоб тебя!..

Пес не отзывался. А пароход между тем погружался. Уже осела корма и почти затихли в кормовом трюме голоса. Когда с па­рохода на баркас прыгнула последняя крыса, - она попала пря­мо на меня, на мой белый китель, - я дал знак отваливать. Гром­ко сказал: «Простите нас!» - и отдал честь. И опять нравился самому себе в ту минуту...

-Подождите! - закричал замполит. - Еще чуть-чуть. Сейчас
он прибежит. Ах, ну и глупый же пес!..

Подождали. Пес не шел. Пароход опускался. Уже прямо на глазах. И слабели, смолкали один за другим голоса монахов, и только в носовом трюме звенел, заливался голос Алеши. Тонкий, пронзительный, он звучал звонко и чисто, серебряным колоколь­чиком - он звенит и сейчас в моих ушах!

-О мне не рыдайте, плача, бо ничтоже начинах достойное...
А монахи вторили ему:

-Душе моя, душе моя, восстань!..

Но все слабее вторили и слабее. А пароход оседал в воду и оседал... Ждать больше было уже опасно. Мы отвалили.

И вот тогда-то на накренившейся палубе и появился пес. Он постоял, посмотрел на нас, потом устало подошел к люку, где все еще звучал голос Алеши; скорбно, с подвизгом, взлаял и лег на железо.

Пароход погрузился. И в мире словно лопнула струна... Все заворожено смотрели на огромную бурлящую воронку, кто-то из матросов громко икал, старпом еле слышно бормотал: «Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, иде же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная...» - а я тайком оттирал, оттирал с белоснежного рукава жидкий крысиный помет и никак не мог его оттереть...

Вот вода сомкнулась. Ушли в пучину тысяча три брата, послушник Алеша и верный Пушок...

 

Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.

Не забывайте  в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда

 

Вопросы к СМЫСЛОВИКУ № 8. Выберите правильный ответ.

 

1. Почему не боялись выпускать заключенных гулять на палубу?

а)

они были в кандалах и не могли быстро передвигаться

б)

одного из них охранники избили, сказав, что так будет с каждым непослушным и "церковники" испугались

в)

если человек следует голосу своей совести, то он автоматически выполняет и внешние более легкие предписания, которые совпадают с требованиями совести

 

2. Послушнику Алеше было 12 лет от роду и, не смотря на юный возраст, он посвятил свою жизнь служению Богу. Как думаете, что могло побудить его к этому (выберите вариант ответа и поясните, почему так решили:

а)

Стремление быстро подняться в иерархии духовенства (стать начальником монастыря или даже епископом)

б)

Потому, что так делали многие и он не задумываясь последовал их примеру

в)

По любви к Богу

г)

Чтобы спастись от голодной смерти

 

3. Сейчас при некоторых монастырях существуют детские приюты. Если бы Вам предложили выбор: поступить в приют и соблюдать все монашеские порядки (пост, молитва, послушание) или скитаться по вокзалам и подземным переходам, но сохранить "независимость", то что для себя избрали:

а)

приют при монастыре

б)

скитания по вокзалам

 

4. "Наш замполит, Яков Наумыч Минкин, в прошлом циркач, вос­хищался Пушком: уникальная собака, с удивительными способ­ностями, цены ей нет. Пытался прикармливать пса, но тот почему-то к нему не шел и корма не брал". Некоторые люди относятся к животным лучше, чем к своим собратьям. Считаете ли это нормальным явлением или таким людям нужно что-то менять в себе?

а)

животное, в отличие от человека, никогда не предаст, а потому Минкин правильно поступил, когда Пушка любил больше людей

б)

если не можем найти общего языка с людьми, то виноваты в этом не они, а мы сами, т.к. в других людях прекрасно уживаются и хорошие теплые взаимоотношения с окружающими и любовь к животным

в)

Да, конечно, нужно поменять обстановку в квартире и тогда мы сразу станем добрыми и радушными

 

5. Прочитайте, как вели себя заключенные во время погружения парохода. Как вы думаете, если бы на месте заключенных оказался ваш класс (отряд), смог­ ли бы ребята вести себя достойно?

а)

да

б)

нет

в)

не знаю

 

6. Собака могла спастись, если бы послушала замполи­та, но она осталась у люка, где все еще звучал голос Алеши. Можно ли сказать, что она совершила по­двиг? Смогли бы вы в подобной ситуации оставить друга?

а)

да

б)

нет

в)

не знаю