В. Немирович-Данченко. "Пока еще сердце бьется в груди"
' Этот рассказ Василия Немировича-Данченко (1849-1936) публикуется по сборнику «Искра Божья».
Смысловик № 5
Сестра Раевская проснулась под мокрым шатром. Холодный ветер носился по влажной, утонувшей под туманами, болгарской долине, кружился вокруг шатра, врывался под его трепетавшие полотнища, обдавал сыростью и стужей. В шатре, на соломе, спали сестры милосердия; слышалось тяжелое дыхание, бред и стон во сне.
Сестра Раевская проснулась на рассвете. Еще недавно это была русоволосая девушка со свежим личиком. Куда делись эти ее волосы? Отчего так поблекло и так осунулось ее личико? Это не она, совсем не она! На днях с ней встретился ее петербургский знакомый и не узнал.
-Что с вами? - спросил он.
-Два тифа выдержала, и работа у нас, знаете, какая...
- Ольга Петровна, уезжайте скорее! Вы сделали слишком много, будет с вас, - спасайтесь теперь сами.
- Меня посылают в Россию. Говорят, еще два месяца, и я умру здесь.
- Как легко вы говорите это?!
- Притерпелась...
Да, притерпелись, - и она, и все ее подруги. Подвиг их незаметен, только солдат унесет воспоминание о нем в свою глухую деревушку, - солдат, которого они отвоевали у смерти.
День зарождался в тумане холодный и тусклый. Вдали разгоралась перестрелка. Мимо шатра проходили на боевые позиции солдаты.
-Сестра Раевская! Вы назначены в Россию, - говорит молодой врач, приветливо улыбаясь. - Потрудились - будет! Завтра надо выезжать. Только послушайтесь меня, уезжайте куда-нибудь подальше на юг. Вам надо серьезно заняться собой. Вы женщина богатая, все можете для себя сделать.
Раевская стала укладываться. Сестры прощаются с ней. Теплые, сухие комнаты, свежие постели, горячая пища грезятся им, как невесть какое счастье... Раевская поедет к сестре в Италию. Та уже давно зовет ее к себе, на благодатный юг, на берег теплого моря. У них и солнце греет, и небо безоблачно, - как хорошо там!
-Сестра, Степанов умирает! Уже бред начался! Раевская бросилась из палатки к умирающему.
В стороне - шалаш из хвороста. Сюда сносили всех, кого отмечала гангрена своей страшной печатью, отсюда один только выход - в могилу. Сестра Раевская пошла сюда, - она не боялась заразы и не раз просиживала над умирающим дни и ночи.
- Ну что, Степанов? - спросила Раевская, входя в шалаш. Метавшийся в бреду раненый дико взглянул на нее. Она поло-
жила ему на голову свою худую, бледную руку. Понемногу бред больного стал стихать. На лице мелькнул луч сознания.
- Сестра... голубушка... родимая... все бросили, ты одна со мной. Спаси тебя Бог!
- Ну, полно, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, пошли к другим, что потяжелее. А я зашла сюда отдохнуть, поболтать с тобой. Тебя назначили домой, дома выздоровеешь.
- Дома-то? - и будто солнце бросило свой прощальный свет на потемневшее уже лицо умирающего. - Дома-то, слава Тебе, Господи! У нас семья хорошая, большая; живем, сестра, зажиточно - одних только коров три держим, четыре лошади. Вот у нас как! Мать ты наша, чистая голубка!
И он уже не отрывал от нее своего просиявшего взгляда. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала улыбаться умирающему и долго, долго говорила ему о его родной стороне, о далекой семье, которая его ждет не дождется.
Слушая сладкие речи, Степанов отходил счастливый, улыбающийся...
Сестра закрыла умирающему глаза, перекрестила его...
«Все бросили, ты одна со мною», - припомнились Раевской слова Степанова. Так неужели же она бросит теперь их и уйдет? Неужели же то горячее солнце, то синее небо, те счастливые люди заставят ее забыть этот мир скорби и мук, где она была ангелом-хранителем?.. Нет, здесь ее место, пока еще сердце бьется в груди.
-Нет, я не брошу вас, никуда не уйду! - вся в слезах повторяла она.
И она отказалась от всего, она не ушла. Но не ушла она и от смерти, давно сторожившей ее.
Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.
Не забывайте в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда
Вопросы к СМЫСЛОВИКУ № 5. Выберите правильный ответ.
1. В чем видела смысл своей жизни Ольга Раевская?
а) |
в развлечениях и загранпоездках |
б) |
в помощи другим |
в) |
в сохранении собственного здоровья |
2. " Говорят, еще два месяца, и я умру здесь", - спокойно произнесла Раевская. Как думаете, почему она не боялась смерти?
а) |
Потому, что она не верила врачам, говорившим с ней об этом. |
б) |
По своей легкомысленности |
в) |
Потому, что ее жизнь была наполнена настоящим смыслом, а когда твоя деятельность осмыслена, то не страшна даже смерть |
3. Вспомните разговор сестры Раевской с умирающим солдатом. Когда человеку плохо, то как с ним нужно разговаривать?
а) |
"Резать правду – матку в глаза" – мол, подыхаешь, брат. И чего нюни разводить? |
б) |
Постараться даже в плохом найти положительную сторону и обратить внимание страдальца на нее. |
в) |
Свой личный вариант ответа |
4. Как вы считаете, правильно ли поступила сестра Раевская, отказавшись уехать в Россию или Италию? Как бы вы поступили на ее месте (только честно)?
Бесплодный поиск смысла жизни
Смысловик № 6
Наверное, каждый человек в какой-то период своего существования ищет смысл жизни. Даже у того, кто всю свою жизнь стремился лишь к материальным благам, к богатству, в определенный момент возникает вопрос: «А зачем, собственно, все это богатство нужно?»
Для одних вопрос о смысле жизни как легкое облачко на ясном небе — появилось и исчезло. И снова человек живет в свое удовольствие. Для других этот вопрос — самое основное, без чего жить нельзя. Почему же часто случается, что обрести ответ не удается, и люди переживают состояние кризиса, душевного надлома?
Существование каких-то идеалов, которые были бы для человека выше и ценнее, чем его собственные нужды, — это необходимое условие обретения смысла жизни, во-первых, для нравственной жизни человека и, во-вторых, для постижения его существования.
Должен быть в душе каждого человека такой фонарик, который осветил бы жизненную суету и сделал бы жизнь осмысленной.
В одном из своих интервью в 1996 году известный русский поэт Евгений Евтушенко сказал: «Если мы сняли со знамени серп и молот, то что теперь туда водрузить? Золотого тельца? Мы с вами заложники отсутствия цели. А раньше мы были заложниками фальшивой цели».
Заложник отсутствия цели, конечно, может легко превратиться в нигилиста. Напомним, что слово нигилизм произошло от латинского nihilist — ничто. Нигилизм - это отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. В России этот термин получил распространение после появления в1862 году романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
И это явление уже наблюдается сегодня. Оглянитесь вокруг — элементы нигилизма рядом с нами: в школе, доме, в котором мы живем, в городском автобусе. Рассмотрим элементарный пример. Молодой человек демонстративно бросает на лестничной площадке или в лифте кожуру от банана, бумажку от жевательной резинки, от конфеты. Он как бы хозяин положения, ему на все и на всех наплевать. А ведь в лифте, вполне возможно, поедет его отец, друг или любимая девушка, да и лифты-то теперь убирают сами жильцы. Наш «герой», конечно, знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Но общепринятые моральные нормы и правила общественной жизни он просто отрицает своими недостойными поступками.
Нормальный человек находится в постоянном жизненном поиске. В народе говорят, что только круглый глупец полностью собой доволен. И это понятно — ведь если человек собой доволен, значит, он считает, что ему не надо больше ни к чему стремиться, что он уже многого достиг. Следовательно, его развитие остановилось.
Неудача в жизненном поиске часто приводит к ощущению бессмысленности жизни, к чувству безнадежности. А это, в свою очередь, нередко — к плохим последствиям. Ведь жизнь, в которой нет смысла, и существование, когда человек ни к чему не стремится, мучительны для него.
Будучи не в состоянии преодолеть в себе постоянную тоску, сомнения и страдания, человек начинает искать какие-то средства, чтобы заглушить то, что его терзает. Для одних это - алкоголь, для других — наркотики.
В состоянии опьянения человек пребывает в грезах. Грезы заменяют ему реальность, ставшую для него слишком тяжелой. Он не может найти себе места в ней, не может постичь ее смысл.
Чем это чревато — известно многим. В таком случае человеческая личность, несущая в себе неповторимую индивидуальность и вмещающая множество нераскрытых возможностей, не реализует своих способностей и в конце концов деградирует.
Энергия и здоровье человека намного дороже самого большого состояния любого миллионера. Но, увы, нередко сами юноши и девушки этого не понимают. Возможно, поймут это только тогда, когда станут стариками…
Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.
Не забывайте в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда
Вопросы к СМЫСЛОВИКУ № 6. Выберите правильный ответ.
1. Согласны ли вы с тем, что только глупец полностью собой доволен?
а) |
да |
б) |
нет |
2. Почему самодовольство не только делает бесплодным поиск смысла жизни, но часто и вообще уничтожает сам этот поиск?
а) |
потому, что самодовольный человек останавливается в своем развитии |
б) |
потому, что он нашел главное в жизни (уверенность и довольство собой) и теперь этим с успехом пользуется |
в) |
ваш вариант |
3. Чем опасна замена реальной жизни грезами?
а) |
это вовсе не опасно, а здорово и приятно (по крайней мере, лучше, чем целыми днями горбатиться на работе) |
б) |
пребывая в грезах, никогда нельзя стать полноценным человеком, заслужить любовь и уважение людей и стать по настоящему счастливым |
4. Как думаете, почему наркодельцы сами не употребляют наркотики и всячески оберегают от этого своих детей?
а) |
потому что скупы и не хотят тратиться на такое дорогое удовольствие |
б) |
потому что знают разрушительную губительность наркотиков и что наркоманя они потеряют все, чем дорожат |
в) |
они просто недолюбливают своих детей , а потому лишают их райского наслождения в виде наркотиков |
5. Кто более свободен от своих пристрастий и привычек (выберите вариант ответа):
а) |
Кто наплевательски относится к окружающим и делает все, что взбредет ему в голову. |
б) |
Кто ведет себя "прилично" из-за боязни наказания |
в) |
Кто контролирует свое поведение из уважения к другим |
6. Чем богаты молодые люди?
а) |
деньгами |
б) |
здоровьем |
в) |
общественным положением |
7. Из каких поступков молодых людей видно, что они не ценят свое здоровье?
а) |
они пытаются любой ценой и как можно скорее узнать все "прелести" разгульной жизни |
б) |
занимаются спортом и соблюдают режим дня |
в) |
каждую свободную минуту пытаются посвятить молитве и богомыслию |
Часть В. Ответьте на вопросы
1. Если бы Вам дали миллион рублей и велели разделить их на три равные части и потратить каждую а) на себя; б) на друзей, близких и родных; в) на благотворительность, то как потратили бы каждую часть этих денег?
2. Какой человек для Вас является идеалом (на кого хотелось бы походить)? Чем он вам нравится?
3. Бывает ли у вас когда-нибудь так: если на душе тяжко, вы успокаиваетесь, занявшись обычными делами? Если «да», то, как вы думаете, почему так происходит?