СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ. Смысловик  №37

Глубоко почитаемый всем христианским миром и даже мусульманами святой Николай родился около 280 года в городе Патары на юго-западном побережье Малой Азии. С младенчества благодать Божия сопутствовала ему. Оказывая людям помощь и в житейских нуждах, Святитель более всего заботился об исцелении греховных язв.

Однажды градоначальник города Миры осудил на смерть трех невиновных мужей. Святитель поспешил в город, остановил руку палача, обличил градоначальника и вынудил его исповедать свое согрешение. Присутствовавших при этом трех военачальников вскоре постигла подобная учесть – их оклеветали перед императором. В ночь перед казнью осужденные стали молиться со слезами: «Боже Николая, избавивший трех мужей от неправедной смерти, призри ныне и на нас… и избави нас неповинных от смерти!» В ту же ночь во сне царю предстал Святитель Николай и сказал: «Скорее встань и выпусти из темницы трех воевод, ибо они оклеветаны безвинно. Если не послушаешь меня, я накажу тебя и ты погибнешь». Проснувшись, император Константин освободил воевод, повелев им пойти и возблагодарить за это Святителя Николая.

Святитель Николай мирно отошел ко Господу около 351-го года.  С тех пор этот великий угодник Божий, по молитве к нему, много раз выручал из беды путешествующих на море и на суше, выводил страждущих из плена и заточения, исцелял недугующих, кормил голодающих, помогал в трудах праведных и не оставлял без утешения всех прибегающих к нему.

Православный народ передает из уст в уста множество случаев о чудесной помощи небесного заступника. Вот один из них:

Давным-давно жил где-то в городе один мошенник. На жизнь он себе промышлял воровством. И вот однажды, когда он опять обокрал богача, на след его напали и бросились за ним в погоню.

Он метнулся в лес и бежал лес­ными тропами, пока не очутился на краю его - дальше начиналось ши­рокое открытое поле. И тут его ох­ватил страх: преследователи были близко и знали, что в чистом поле они схватят его наверняка.

В глубоком отчаянии стал он усердно молиться: «Боже милос­тивый, прости мне грехи мои, сми­луйся надо мною. Святой Никола Святитель, Спаситель всех страж­дущих, укрой меня где-либо, и я поставлю тебе большую гривенную свечу!" И вдруг. Бог весть от­куда, предстал пред ним старец, об­лаченный в рясу и спрашивает:

- Что ты только что сказал?

- Я сказал: «Николай Угодник, Спаситель всех страждущих, укрой меня где-либо, и я поставлю тебе большую свечу!» - И тут же в сле­зах сознался в своих преступлени­ях и лишениях.

Тогда старец сказал ему;

- Вот здесь в кустарнике лежит дохлятина - погибший скот. Запол­зай в это падалище, если хочешь.

Отвратным было это убежище, зловонный дух его был просто не­выносим. Но другого спасения не было, и вор пополз в эту свалку.

А старца как не бывало. То был сам Святой Николай.

Погоня приблизилась. Всадники прочесали лес, выехали в поле, дол­го искали окрест, кричали и ни с чем повернули домой,

А вор, притаившись, лежал едва не задохнувшись от падали. Нако­нец выбрался на волю и видит: стоит недалече старый монах и собирает воск.

Вор подошел к нему, встал на колени и поблагодарил за свое спа­сение. Строго и милостиво посмотрел на него старец и спросил:

Что ты обещал отцу Николаю, когда искал убежища?

- Я обещал поставить гривенную свечу.

- Знай же, " сказал ему святой, - как тебе было дурно и тошно си­деть на свалке, точно так же было бы дурно и тошно отцу Николаю от твоей свечи за то, что просишь помочь тебе в неправедном деле. Послушай, что я ска­жу, и запомни отныне слово мое: никогда не проси Господа и его святых о делах нечестивых, ибо Гос­подь на злые поступки никогда не даст благословения. Никогда не за­бывай об этом сам и накажи дру­гим; нельзя молиться Богу, взы­вая к его заступничеству в дур­ных делах.

Сказал - и тут же исчез.

 

Вопросы к СМЫСЛОВИКУ №37. Выберите правильный ответ.

1. Если по нужде или ради забавы что-то украли, то что нужно сделать, чтобы этот поступок плохо не отразился на нашей жизни?

а)

поставить в храме свечку

б)

часть украденного потратить на бедных (так делал Робин Гуд, и все его прославляли)

в)

какими-либо путями вернуть ворованное и принести покаяние

 

2. Почему св. Николай чудотворец так сильно почитается в Русской Православной Церкви?

а)

Потому, что он родился и жил в России

б)

он при жизни был очень милостив к людям, и даже после своей смерти быстро помогает почитающим его

в)

Ваш вариант ответа

 

3. В народе его называют Никола-Угодник, Николай Чудотворец, но официально он называется святитель Николай Мирликийский. Что означает его звание?

а)

Мирный фонарщик (Мирликийский святитель), занимающийся освящением города по ночам

б)

святой епископ (святитель) города Миры Ликийской области

в)

известный знахарь, для излечения болящих чаще всего использующий свет (святитель), траву миру и лекало

 

4. К святителю Николаю (и к др. святым) в молитвах с просьбой о помощи могут обращаться

а)

только попавшие в беду воры

б)

только православные христиане

в)

любой человек, лишь бы просьба была не о богопротивном

 

5. Кроме Николая-Угодника, каких ещё православных святых Вы знаете?

 

Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.

Не забывайте  в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда

 

 

 

ИСПОВЕДЬ. Смысловик  №38

Пришел как-то Сазиков. Стоял, мялся, то о том, то о другом разговаривал, а потом сказал: "Отец Арсений! Хотел бы исповедоваться, если допустите. Видно, конец скоро придет, не выйдешь из "особого", а грехов много ношу, очень много". Трудно в лагере на час, на два из барака вырваться, все время под наблюдением, на то и "особый". Но удалось Сазикову вырваться и прийти к о.Арсению на исповедь. Остались вдвоем, до поверки часа два было. Застанут обоих вместе - карцер на пять суток обеспечен. Встал Серафим на колени, волнуется, теряется. Положил о.Арсений на голову Серафима руку и стал молиться. Ушел в молитву. Прошло несколько минут. Заговорил Серафим сначала отрывисто, сбивчиво, с большим внутренним напряжением. Отец Арсений молчал, не направлял, не подсказывал, а, слушая, молился, считая, что человек сам должен найти себя. Исповедовать в лагерных условиях приходилось много, но старых заматерелых уголовников - редко. В большинстве своем это были люди, потерявшие все на свете, ничего не имеющие за душой. Совесть, любовь, правда, человечность, вера во что бы то ни было давно были утрачены, разменены, смешаны с кровью, жесткостью, развратом. Прошлое не радовало их, оно пугало. Оторваться от своей среды они не могли, а поэтому жили в ней до последнего своего часа жестокими, обозленными, не надеявшимися в лагерях ни на что. Впереди была смерть или удачный побег. В исповедях своих, если такие случались, были всегда одинаковы. Начало жизненного пути было разным, а все остальное у всех повторялось: грабежи, убийства, разгул, разврат и вечный страх попасться. В зависимости от души человека мера падения была разной, одни сознавали и понимали, что делают, но не могли остановиться и падали все ниже и ниже, другие же упивались содеянным, жили насилием, кровью, жаждали этого и с наслаждением доставляли страдания и муки окружающим, считая свою жизнь правильной и геройской. Серафим понимал меру своего падения, пытался остановиться, но не мог найти выхода из уголовного мира. Когда приходила старость, многие из уголовников задумывались над своим положением, но решить, что же делать, не могли. Отец Арсений это знал. Сазиков говорил, но исповедь не шла. Идя на исповедь, он долго думал, что и как рассказывать, исповедовать, но сейчас все потерял, смешался. Хотелось искренности, но говорил не от души, то, что хотел сказать, ушло. Потеряла его исповедь связь с душой, и оставался рассказ. Видел и понимал это о.Арсений и хотел, чтобы в борьбе с самим собой победил сам Серафим. Победил свое прошлое и этим бы открыл путь к настоящему. Волновался, сбивался и, открыто рыдая, говорил Серафим, а исповедь от души не шла. Борется прошлое с настоящим, и ощутил о.Арсений, что нужна сейчас помощь Серафиму, нужно то "луковое перышко" апокрифической луковки, которое хоть и тонко и непрочно, но спасает тонущего, ухватившегося за него. И протянул о.Арсений это "перышко луковое", сказав: "Вспомни, как умоляла тебя в лесу женщина пощадить, ты не пощадил, и разве потом не стыдился самого себя". И в одно мгновение понял Серафим, что все видит и знает о.Арсений. Не надо подбирать слов, чтобы показать себя. Надо, не боясь ничего, открыть душу свою, а о.Арсений увидит, поймет и взвесит все сам и скажет, можно ли простить его, Серафима. Кончил Серафим исповедь, отдал душу и самого себя в руки о.Арсения, стоит на коленях, лицо в слезах. Первый раз в жизни своей открыл самого себя, показал всю, всю жизнь и сейчас ждал приговора, наказания, осуждения. Отец Арсений, низко склонившись, молился и никак не мог найти самых простых и нужных слов, которые бы очистили, освежили и направили человека на новый жизненный путь. Искренность исповеди, глубочайшее сознание греховности совершенного и в то же время страшнейшие преступления, доставившие людям страдания, несчастия и муки - все как бы смешалось вместе, и надо было измерить, взвесить, разделить одно от другого и определить меру всему этому. Иерей Арсений, прощающий и разрешающий грехи человеческие именем Бога, боролся сейчас с человеком Арсением, не могущим еще почеловечески принять, осознать и простить совершенное Серафимом. "Господи Боже Мой! Дай силу мне познать волю Твою, указать путь Серафиму, помочь найти ему себя. Матерь Божия! Помоги мне и ему грешным. Помоги, Господи!" И, молясь, понял, что говорить ничего не надо, взвешивать и решать не нужно, ибо исповедь Серафима, человека, ранее утерявшего связь с Богом, была столь глубокой и искренней, обнажившей душу его и показавшей, что этот человек стремится к Богу, нашел Его и уже теперь будет продолжать путь к Нему. За свои дела даст ответ Серафим Самому Господу на Суде Божием и перед совестью своей. Встал о.Арсений и, прижав голову Серафима к своей груди, сказал: "Силою и властию, данной мне Богом, я, недостойный иерей Арсений, прощаю и разрешаю грехи твои, Серафим. Твори добро людям, и Господь простит многие из грехов твоих. Иди и живи с миром, и Господь укажет тебе путь".

Вопросы к СМЫСЛОВИКУ № 38. Выберите правильный ответ.

1. Для чего нужна исповедь?

а)

для психоанализа, т.е. чтобы лучше видеть свои промахи и достижения

б)

чтобы "закладывать" братву

в)

чтобы исправить свои жизненные ошибки и получить силу (помощь) в этом

 

2. Исповедь считается не состоявшейся, если:

а)

сознательно утаил какой-то свой грех

б)

забыл сказать какой-то грех

в)

когда исповедующийся не помолился накануне

 

3. Какие грехи не прощаются на исповеди?

а)

самые тяжкие: убийства, зверства, терроризм

б)

те грехи, в которых не покаялись

в)

с человека, прошедшего исповедь, автоматически снимаются ВСЕ грехи (названные, забытые, утаенные и т.п.)

 

4. Если все так легко прощается на исповеди, то можно бесконечно грешить, а потом каяться – и в свое удовольствие поживем и Царство Небесное унаследуем?

а)

Да, конечно! Именно так и поступают все умные люди

б)

Так легко Бог прощает только "бытовые" грехи (обругал, обманул, стащил что-то по мелочи), а потому, если захотим спастись, то совсем в свое удовольствие пожить не удастся…

в)

окончательно грех прощается только при условии его неповторениия и полного исправления

 

Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.

Не забывайте  в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда