Инок Всеволод Филипьев. Гость камеры смертников. Смысловик №25 (Отрывок из Книги "Начальник тишины". Эта книга есть в библиотеке молебной комнаты)
Заключенный Филимонов Влас уже третью неделю находился в тюрьме закрытого типа, в камере смертников. Сюда его привезли после окончания следствия и вынесения смертного приговора. Нельзя сказать, чтобы Влас очень уж мучился душой. Он тупо и обреченно смотрел на приближающуюся смерть, как затравленный бык смотрит на тореадора. Больше всего теперь Влас мучился от казни временем. Всякий раз, когда надзиратель подходил к двери его камеры, Влас внутренне напрягался, ожидая команды: «На выход без вещей», — и всякий раз, не услышав этой команды, нервно улыбался...
Но жизнь на той теперь далекой свободе не спешила встать на колени перед новоявленным "сверхчеловеком", хотя Влас и был настроен решительно. Он так и заявил однажды другу: «К своей цели я пойду по трупам». Правда, он затруднился бы ответить на вопрос о какой именно цели идет речь. Возможность идти по трупам Власу вскоре представилась. Но он оказался плохим сверхчеловеком: срезался на первом же серьезном деле. И вот на это он больше всего злился, сидя в камере смертников. Злился он и на заказчиков, и на жертву, но больше всего он злился на ту девчонку. «Ну почему, почему я тогда ее не прикончил? Ведь она же наверняка и сдала», — думал Влас.
Так день тянулся за днем. С утра до вечера Влас бесцельно слонялся по прямоугольной одиночной камере, время от времени присаживаясь на единственный табурет. В 10 часов вечера надзиратель выдавал «вертолет», то есть переносную деревянную койку без ножек. Влас устанавливал «вертолет» на бетонный пол, кутался в телогрейку, ложился и подолгу не мог заснуть. В шесть утра «вертолет» отбирали, и начинался новый бессмысленный день его жизни. Однажды вечером, уже после отбоя, когда Влас вертелся на своем жестком ложе, тщетно пытаясь устроиться поудобнее, дверь камеры отворили.«Что еще за ночные гости», — подумал Влас. Надзиратель ввел в камеру какого-то человека. Влас безуспешно пытался рассмотреть вошедшего, но не мог по причине слабого освещения, а также потому, что нежданного гостя закрывал собой надзиратель. Тем временем последний объявил:
— Заключенный Филимонов, к тебе подселенец до утра. — И, помолчав, пояснил: — Его только что привезли, а у нас свободных одиночек больше нет, вот и приказано к тебе. К сказанному надзиратель обиженно добавил: — Только «вертолетов» лишних у меня нет. В голове Власа пронеслось: «Так. Если привели авторитета, то мне светит остаться без «вертолета» и всю ночь сидя кемарить». Надзиратель вышел, оставив Власа один на один с новым соседом. Нет, это был не авторитет, скорее доходяга, и Влас перевел дух: «Буду спать нормально. А этот пусть устраивается как знает».
Тут новый сосед озадачил Власа. — Мир дому сему, — сказал он негромко и мягко улыбнулся.
— Слушай, братан, — резко ответил Влас, — спать тебе негде. Вот садись, если хочешь, — и он указал жестом на табурет. Ночной гость тихо и даже несколько изящно прошел мимо Власа и мимо табурета в угол камеры и опустился на корточки, при этом как бы сам себе говоря: «Птицы имеют гнезда, и звери имеют норы, а Сын человеческий не имеет, где преклонить главу». «Ну и странный сосед мне попался, — думал Влас. — Какими-то присказками говорит. Уж не свихнулся ли?... А может, он актер бывший? То-то он мне кого-то напоминает. Слушай, а может, это подсадная утка, стукач? Может, из меня хотят дополнительные данные выжать?».
— Эй, как тебя там? — обратился Влас к соседу. — А это что за маскарад? Что они тебя, в крашеную простыню завернули, что ли? — В простыню? — сосед улыбнулся. — У меня одежда была такая, в которой здесь не положено, а робу ночью искать не стали, вот и выдали мне эту багряницу. Мне ведь до утра только.
«Какую багряницу? Что он мелет? — думал Влас. — Нет, на стукача этот доходяга не похож. Не стали бы менты такой спектакль закатывать. Смотри-ка, да он — босой». — А обувь-то, обувь они зачем с тебя сняли? — Это не они. Это раньше. Меня и привезли сюда без обуви. — А почему тебя не обрили?
— Не успели еще. Меня ведь недавно арестовали. — Недавно арестовали и сразу в камеру смертников. Странно все это. Ну да ладно, — смягчился Влас, — давай знакомиться. Поднявшись и манерно раскланявшись, Влас представился: — Убийца Влас, собственной персоной. Приговор — вышка. А как вас величать, сударь? Гость, подняв свои большие печальные глаза на Власа, молчал. Тут Влас впервые заметил, что исхудавшее лицо гостя все в ссадинах и кровоподтеках. «Здорово они его били», — подумал Влас и с иронией в голосе обратился к гостю: — Ты что, оглох? Культурные люди при встрече знакомятся. Чего молчишь? — Я, — медленно и спокойно проговорил гость, — судия. — Это что, кликуха такая? — Нет. Я — твой судия, — так же спокойно и осмысленно ответил гость. «Ну, все ясно, — подвел мысленный итог Влас, — этот парень — точно сумасшедший. Теперь понятно, почему его менты не хотят здесь на постоянку прописывать. Наверно, утром в закрытую дурку отвезут. А сюда он, видно, случайно попал или с пересылкой. Ну, о спокойном сне с таким соседом можно и не помышлять. Может, он маньяк какой, кто его знает. Нет, уж лучше совсем не спать». В какой-то момент Власу стало жалко соседа, ведь больной человек. Но он сразу же осек себя. Ницше учил презирать таких недочеловеков. И все-таки Влас, то ли из жалости, то ли из приличия, то ли потому что все равно спать не хотелось, немного смущенно сказал гостю: — Ну ладно, иди сюда, садись на мои нары, а то ноги-то застудишь, — при этом Влас подвинулся на край нар, освобождая место. Гость послушно встал, подошел и сел, поджав босые ступни под себя. На Власа напало игривое настроение. — Ну, так что ж ты меня, судить будешь? Гость после молчаливой паузы удивительно кротким голосом ответил: — Буду.
— Прекрасно. Начнем-с. Суд открывается, господа присяжные заседатели. Задавайте вопросы подсудимому. Влас был уверен, что своим игривым тоном собьет гостя. Но гость вновь поднял печальные глаза на Власа и сказал:
— Пожалуйста, расскажите, как все было? — И так он просто это сказал, и столько сочувствия было в его глазах, что Власу захотелось сейчас же всё-всё про себя рассказать. Захотелось поплакаться, захотелось, чтобы его хоть этот дурачок пожалел. И Влас начал рассказывать свою жизнь. Говорил он часа два, пока, наконец, не дошел до тех событий, которые привели его сюда, в камеру смертников. — Ну и встретил я в конце концов настоящих, серьезных заказчиков, — рассказывал Влас. — Вернее, они сами на меня вышли. Сразу задаток дали большой. Бесплатно выдали хорошее оружие. И дело-то казалось беспроигрышным. Как сейчас помню: подогнал я дворами «жигуленок» к месту операции, оставил его в подворотне. Огляделся — никого. Четыре часа утра было, свежо, хорошо на улице. Светало. Вышел я из подворотни. Вот и фирменный магазин на другой стороне улицы, блестят витрины, внутри горит контрольное освещение. А дальше, как в военном училище на стрельбище, встал на колено, гранатомет на плечо, прицелился, спустил курок. Граната прорезала утренний сумрак, и я уже не слышал звона стекла, а только увидел, как все взметнулось на той стороне улицы, и стеклянные витрины заволок желтый дым, а мне в лицо ударила теплая волна воздуха. От этого удара я очнулся, и побежал к машине, и дворами уехал... Ну, в общем, и все. Через месяц меня взяли. Кто-то заложил.
Больше Власу ничего не хотелось рассказывать, да и нужды не было, ведь гость — не судья, а всего лишь сумасшедший зэк и ничем не сможет ему помочь. Выслушал, и за то — спасибо. Гость, как бы всматриваясь в душу Власа своим удивительным взором, тихо спросил: — А что же ты про Надежду ничего не рассказал? — Про какую такую Надежду? — Да про ту девушку с собачкой, которую ты встретил в подворотне. Помнишь? Власу показалось, что его вновь, как тогда у магазина, накрыла взрывная волна. «Откуда он про девчонку-то знает? Про этот мой кошмар?» Власу стало страшно, но он решил не сдаваться и перешел на крик: — Замолчи! Что ты ко мне в душу лезешь!? Я не хочу знать ни про какую девчонку!.. — Послушай, — прервал Власа гость, — не горячись. Ведь ты же не убил ее тогда. Ведь мог же убить, и не убил — доброе дело сделал. Так что же ты разволновался? После этих слов гостя у Власа уже не было сил сопротивляться. Он как-то сразу обмяк, и ему даже показалось, что от этих глаз все равно ничего не скроешь. Тут он подумал: «А может быть, я тоже схожу с ума?». — А ее что, Надей звать? — жалостливо простонал Влас. — Надеждой. Так расскажешь про нее? — Расскажу... — Влас собрался с силами. — Я когда к машине бежал, она мне навстречу из подворотни вышла и сразу все увидела: и горящий магазин, и меня с гранатометом в руках. Мы с ней застыли друг против друга, словно вкопанные. Ее собачонка скулит, к ногам жмется. По правилам мне бы эту девчонку как свидетельницу пришить надо было. У меня ведь в кармане пистолет был. Но что-то дрогнуло в груди, пожалел я ее, не тронул. А ведь она меня, наверное, и сдала потом. Меня ведь по машине вычислили, а машину мою только она могла видеть. — Нет, Влас, она вообще следствию осталась неизвестна и в милицию не обращалась. На тебя другие донесли. — Кто? -Твои заказчики. Это у них заранее все так разработано было. Влас чуть не подпрыгнул от удивления: — Так вот оно что?! Заказчики! А я то думал... Выходит, не зря я девчонку пожалел. Но все равно не укладывается у меня в голове, почему она в четыре часа утра пошла с собачкой гулять. Ведь она — соплячка еще, лет пятнадцать-шестнадцать, и что ее понесло ночью по городу?...
— Ее послал Отец наш Небесный. — Какой Отец? Бог что ли? — Бог. — А зачем Он ее послал-то? — Чтобы дать тебе возможность пожалеть человека. Ведь у тебя же выбор был: убить ее или оставить жить. Ты выбрал жизнь. — Ну а зачем это? — Зачем? Лучше ты скажи: где Авель, брат твой? — Какой еще брат? — снова встрепенулся Влас, как будто его по старой ране резанули. — Не было у меня никакого брата. — Не было? А ты вспомни: Авель, Авель, брат твой. После этих слов гостя, Власа охватила черная тоска. «Это он намекает на того грузина Авеля, охранника из магазина. А какое ему-то дело? Тоже мне, судья выискался. Что он меня мучает. Вот прибью его сейчас табуреткой, и всё. Мне терять нечего, все равно — вышка...» С этими мыслями Влас стал незаметно пододвигаться ближе к табурету. — Для чего ты хочешь убить меня? — грустно спросил гость. Власа прошиб холодный пот: «Ага, он еще и мысли читает! Прямо колдун какой-то, экстрасенс... или...» После этого «или» Власу показалось, что у него в голове раздался щелчок и в глазах что-то сверкнуло, но все-таки Влас закончил свою мысль: «...или он — святой. То-то я смотрю, он мне какую-то икону напоминает. Да и про Бога он тут что-то говорил». — Слушай, братишка, не хотел я твоего Авеля убивать. Не хотел! Я ведь не знал, что он в ту ночь в магазине дежурил. Заказчики ничего об этом не сказали. Просто, говорят, магазин взорвешь, и всё. А про мокрое дело речи не было. Не хотел я его убивать. Ты мне веришь? — Верю.
— Хорошо хоть ты веришь, а судьи вот не поверили; повесили мне это дело как умышленное убийство, а вдобавок пришили десяток заказных убийств, слепили из меня настоящего наемного убийцу. Только я про те дела и знать ничего не знал. Да что уж теперь-то говорить. Видно, судьба у меня такая — под расстрел идти. Гость пристально посмотрел на Власа. И то ли Власу показалось, то ли на самом деле вид гостя несколько изменился. Это уже не был тот изможденный человек с печальными глазами, которого привел надзиратель. Гость как-то весь оживился — казалось, от него шло какое-то особенное тепло, взгляд излучал радостную надежду. Именно таким взглядом гость посмотрел на Власа и сказал: — Я могу спасти тебя. — Ну, это уж слишком! — Влас вскочил и начал быстро ходить по камере. — Спасти! Как ты можешь меня спасти!? — возбужденно выкрикивал он. — Я имею власть спасти тебя, потому что Я уже однажды умер за тебя, и Я еще и сейчас страдаю за тебя, и если ты пожелаешь принять сие, как Мой дар тебе, то Я могу умереть вместо тебя... сегодня утром. Влас уже стал понимать, что в эту ночь перед ним открывается какая-то неведомая ему ранее грань бытия. Сейчас ему некогда было раздумывать, как и почему это случилось. Одно он понял: Гость не шутит, и с Ним шутить тоже не стоит. Влас и не собирался больше шутить с Гостем, он хотел Его понять, но понять не мог. — Ну, ладно, — продолжил разговор Влас, ходя по камере, — Ты умрешь за меня. Для меня-то это хорошо, но Тебе-то это зачем? — Я хочу, чтобы ты спас свою душу. — Почему? — Потому что Мне тебя жалко. — Тебе? Меня?.. Почему? — Потому что Я люблю тебя как брата, — тихо, радостно и торжественно ответил Гость. — Заметь, ведь и ты Меня братом называешь. — Но как Ты узнал про меня? Почему я? — не успокаивался Влас. — За тебя просил брат твой Авель. — Разве он мне брат? Я ведь про него толком, ничего не знаю. — Авель приехал из Грузии в Москву учиться. Жил у родственников, а по ночам подрабатывал дежурством в том магазине, который ты взорвал. Верующий и честный был юноша, такие ныне редкость. Когда ты убил его, ему было двадцать два года. — Так мы с ним были ровесники... — Когда ты убил его и он пришел ко Мне, то первое, что он попросил, — это помиловать его брата Власа. — Значит, мы все-таки братья... — Влас прекратил свое хождение по камере и с застывшим изумлением на лице стал медленно оседать на табурет. — Все люди братья, потому что все от одной крови. И когда убивают одного человека, то бывает больно всем, только не все это понимают... А знаешь, кто еще приходил просить за тебя? — Кто? — Надежда. — Та девчонка? — Да. Она в тот же день, когда столкнулась с тобой, ходила в храм и поставила свечку о твоем спасении. — Ты что меня, до слез довести хочешь? Смотри же — я плачу, — Влас размазал кулаком слезы, — говоришь, свечу за меня поставила... Спасибо ей. Не ожидал. — Видишь, у тебя сейчас на душе легче, светлее стало, это потому что за тебя молятся. За человека молиться значит его оживлять. А если и один духовный мертвец оживет, то всем легче станет, для всех радость будет. — Неужели я тоже мертвец? — Ты был мертвецом, но теперь оживешь. Ты ведь не Авеля тогда убил, ты себя убил, но теперь ты оживешь. — И буду жить?
— Обязательно будешь. Долго-долго жить будешь... Вечно. Тебя ведь бабушка в детстве крестила, а крещеные не умирают. Только много поплакать тебе придется. Поплакать, да покаяться, да помолиться. — А я ведь и молиться-то не умею. — А ты молись так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Ну а теперь ложись, спи. Пора уже. Да и Мне скоро идти нужно. — Погоди, не уходи. — Тут Влас поймал себя на мысли, что он чувствует себя ребенком в присутствии Гостя. — Оставь мне что-нибудь на память. — Возьми. — Гость протянул Власу маленький нательный крестик на веревочке. — Крестик, — сказал Влас, удивленно и радостно разглядывая подарок. — Это на земле он крестиком называется, а на небе его называют оружием Божественной любви. Ну, ложись, ложись, спи. Влас лег совершенно умиротворенный. Он впервые в жизни в своей душе переживал такой глубокий покой и тихую светлую радость. Гость наклонился у изголовья деревянной койки и, легким движением прикоснувшись к волосам Власа, сказал: — Спи, мой дорогой, Ангела тебе Хранителя... — А мы еще увидимся? — спросил Влас. — Непременно, непременно увидимся. Засыпая, Влас смотрел на Гостя, и ему казалось (а может быть, это было на самом деле), что Гость был объят золотым сиянием. И тут Влас вспомнил: «Ну, конечно. Как же это я сразу не узнал Его. Да-да, всё как на той иконе, которую бабушка хранила в чулане: и овал лица, и этот удивительный взгляд, и изображен Он на той иконе тоже сидящим в камере. А как называется икона? Как же она называется? Кажется, "Иисус Христос в темнице"». Утешенный найденным ответом Влас крепко заснул. Когда он проснулся, уже светало, но нары еще не отобрали. «Значит, шести еще нет», — подумал Влас. Он огляделся. Гостя не было. Сразу же всем телом Влас рванулся вперед и, навалившись на железную дверь, начал стучать. Дверь приоткрыли. — Чего тебе, Филимонов? — раздался из просвета недовольный голос надзирателя. — Простите за беспокойство. Я это... у меня вопрос. А где Гость? — Какой гость? — Ну, сосед, подселенец мой где? — А-а, ты про него? — надзиратель вздохнул, — я же говорил тебе, что он только до утра. Увели его уже. Всё. — Что значит всё!? Куда увели-то? — Куда-куда? На кудыкину гору. Не знаешь что ли, куда из этой камеры уводят? И уже закрывая дверь, надзиратель пробормотал: — Высшая мера наказания. Приговор приведен в исполнение. — Да как же вы могли!? — закричал Влас. — Он же ведь для меня, Он же мне, Он за нас... ...И тут Влас проснулся от лязга железной двери. Вошедший надзиратель забрал «вертолет» и объявил, что заключенному Филимонову необходимо привести камеру в надлежащий порядок, так как сегодня будет делать обход начальник тюрьмы. Влас молча буравил глазами надзирателя, пытаясь понять, что приснилось и что было на самом деле с ним ночью. Когда надзиратель ушел, Влас запустил руку под робу, крестик был на месте. Тот самый крестик, что подарил ему Он. Дабы занять себя и успокоиться, Влас стал молиться той молитвой, которой научил его Он. И, на удивление Власа, молитва у него шла. Минут через сорок дверь снова отворили, и на пороге показался начальник тюрьмы, полковник Стопунов. Влас встал и, не давая полковнику открыть рта, выпалил заранее приготовленный вопрос: — Его-то за что казнили!? — Кого его? — не понял полковник. — Христа, — твердо ответил Влас и шагнул вперед. — Какого еще Христа? — Того, Который в этой камере со мной ночью был. Последовала минутная пауза. Полковник оценил ситуацию и членораздельно, постепенно ускоряя темп, сказал: — Во-первых, заключенный Филимонов, никого ночью в этой камере кроме тебя не было, а во-вторых, тебе нет смысла разыгрывать из себя сумасшедшего по той простой причине, что в соответствии с полученным сегодня утром приказом все смертные приговоры заменены пожизненным заключением или сроками. Потому не валяй дурака, тебя и так не расстреляют и скоро переведут на зону. О чем я собственно и пришел сообщить. Полковник четко, по-военному развернулся и вышел, громко хлопнув дверью. Влас рухнул на пол. Он-то знал, что дело вовсе не в приказе, а в том, что Христос умер за него, Власа Филимонова. И хотя полковник сказал, что никакого Христа в камере не было, но он-то знал, что был. И все-таки Власу было мучительно жаль Гостя, он с печалью думал: «Эх, чуть-чуть не дотянул до приказа Гость. Был бы жив сейчас».
И был Власу голос: «Утешься, брат. Не печалься обо Мне, а плачь о грехах своих, ибо Я даю тебе время на покаяние». Без сомнений, это был голос Гостя. «Значит, Он жив! Значит, и тут Он не обманул, и мы с Ним еще увидимся», — радостным вихрем пронеслось в сознании Власа.
И хлынули из очей Власа потоки слезные, словно какая-то преграда рухнула. Легко и радостно лились слезы. И казалось ему, что слезы смывают какую-то серую пелену с его глаз и он начинает видеть лучше, яснее, чище. Рукой Влас крепко прижимал к сердцу Его подарок, нательный крестик, который только на земле так называется, а на небе именуется — оружием Божественной любви.
Вопросы к СМЫСЛОВИКУ № 25. Выберите правильный ответ.
1. Кто был ночным гостем Власа?
2. Что происходит с человеком, когда за него молятся?
а) |
ничего |
б) |
собираются богатства на Небесах |
в) |
оживает его душа |
3. Кто самый грозный судья?
а) |
народный суд |
б) |
родственники |
в) |
потерпевшие |
г) |
совесть |
4. Вы крещенный (хотели бы принять крещение)?
а) |
да |
б) |
нет |
5. Если Вы крещенный, то носите ли нательный крестик
а) |
да |
б) |
нет (по какой причине) |
Часть В. Ответьте на вопросы
1. Выпишите и, если хотите, выучите молитву, которой научил молиться Власа ночной Гость
Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.
Не забывайте в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда
Евангельский рассказ. Притча о блудном сыне. Смысловик №26
Любая евангельская притча, рассказанная Иисусом Христом людям, всегда говорит нам не только о прошлом, но и о нас самих. Очень интересной является притча о возвращении блудного сына.
...У некоторого человека было два сына: и сказал младший из них отцу: отче! дай мне сейчас причитающуюся мне после твоей смерти часть наследства от твоего имения. И отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, и пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Так он и сделал. Встал и пошел домой к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал на встречу сыну, пал ему на шею и целовал его. Сын же начал говорить: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын возвращался в это время с поля, услышав в доме пение и ликование он призвал одного из слуг и спросил: «Что это такое?»
Слуга сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым». Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не нарушал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, беспутно расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое - твое, а о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Евангелие от Луки 15, 11-32).
В притче этой
под отцом подразумевается Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На
блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и
предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все
дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же
грешник, образумившись приносит искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на
Его милосердие, то Господь радуется обращению грешника, прощает ему все его
грехи, как бы велики они ни были и возвращает ему Свои милости и дары.
Притча о блудном сыне! Самое глубокое место в Святом Писании, самое близкое
сердцу грешника. Думается, если бы в Евангелии была только эта притча, из нее
одной можно было бы получить полное представление о любви Бога к человеку. От
такой отеческой любви покаяние становится как бы необходимостью. Это дивное
уважение Бога к человеку, находящемуся в грехах, исключает всякое равнодушие к
святости и чистоте жизни.
Особая
дивность притчи в том, что в ней нет места ни малейшей строгости, даже намека на
нее. Старший сын добивался справедливости, но и ее Отец отверг - все разумно,
милостиво и просто: да, человек получил свободу, но он не захотел услышать об
опасностях, заложенных в ней; да, человек опробовал полученную свободу в полной
мере, даже пренебрегши Творцом... а теперь он должен возвратиться к
изначальному, чтобы, уже имея мудрость знания жизни, навсегда полюбить Бога -
Отца и остаться в Его Доме, наследовать его.
Притча о блудном сыне не поднимает вопроса о цене возможности возвращения в
Отчий Дом, а просто открывает двери покаяния для любого сознания, говорит о
возможности покаяния для всякого грешника, словно ничего не случилось.
Нет никакой обиды Бога-Отца на блудного сына. Человек живет на земле в испытании
свободы, и Бог, даруя свободу, знал, что все так и будет: человек захочет до
конца ее познать, ведь радость свободы - высшая радость жизни, главная
составляющая человеческого достоинства. Но Он верит человеку и надеется, что,
обойдя все далекие страны, он все-таки возвратится и это возвращение будет
чудесным праздником, радостью, которую невозможно ни выразить, ни передать.
Евангельская притча объясняет нам, что уход из Отчего Дома - совсем не радость
обретения свободы, а потеря уникальной возможности не страдать. Уходя от Бога,
человек уходит и от самого себя, становится неестественным, принимает маску,
которую навязывает ему общество, и часто с этим не своим лицом живет всю
жизнь...
Вопросы к СМЫСЛОВИКУ №26 . Выберите правильный ответ.
1. Рожки, которые ели свиньи, и которые не давали обедневшему блудному сыну – это земные удовольствия. Что из перечисленного можно назвать подобными "рожками"?
а) |
телячьи рога, копыта, хвосты и весь необходимый для холодца набор |
б) |
институты, колледжи, учебники, тетради… |
в) |
игровые автоматы, самая новомодная автомашина, зрелища… |
2. Из того, что Бог (Отец) простил кающегося грешника, следует:
а) |
можно пускаться во все тяжкие грехи, все равно Бог простит |
б) |
своими грехами мы добьемся награды (ведь дал же отец сыну перстень, одежду и накормил) |
в) |
в каком бы греховном состоянии мы сейчас не находились, есть надежда на прощение при условии нашего исправления |
3. Блудный сын расточил имение отца. Известно, что Евангельские притчи имеют глубинный и иносказательный смысл, поэтому здесь под "расточенным" (растраченным) подразумевается:
а) |
золото, брильянты, а также рубины сапфиры и прочие "цацки" |
б) |
производственные и профессиональные способности |
в) |
собранность ума, чистота помыслов, доверие к людям, здоровье |
4. Старший сын не захотел понять и простить своего брата, это:
а) |
прообраз истинных святых, которые своей добродетельной жизнью добились такой духовной чистоты, что не терпят и малейшего греха в других людях |
б) |
карикатура на праведность, т.к. истинные святые, подобно Богу, радуются обращению грешника |
в) |
значит, лучше грешить, чем вести добродетельную жизнь (по крайней мере, не будут высмеивать в притчах) |
Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.
Не забывайте в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда