Совесть. Смысловик  № 23

Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения. Подобных примеров, когда люди вынуждены бывают поступать вопреки свой выгоде или удовольствию, не перечесть.

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, кото­рый то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Со­весть — это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутрен­ний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. По­добно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, ког­да мы голодны, или что мы — отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, ког­да совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Мучения совести образно описал А.С. Пушкин в драматичес­ком произведении «Скупой рыцарь»:

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце;

Совесть - незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый; это — ведьма,

От коей меркнет месяц и могилы.

И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех тех, кого безжалостно обобрал. Подобные мучения совес­ти изобразил Пушкин и в драме «Борис Годунов», вкладывая в уста несчастного царя следующие слова: "Жалок тот, в ком совесть нечиста!"

Вопрос о том, что такое совесть, задавался детям в возрасте от пяти до девяти лет. Одна девочка шести лет сказала, что со­весть — это место внутри тебя, которое жжет, если ты поступа­ешь нехорошо. Мальчик шести лет сказал, что он не знает, что это такое, но думает, будто это как-то связано с плохим ощуще­нием, когда задираешь девочек или маленьких собак. А мальчик девяти лет объяснил, что это голос внутри, который говорит «Нет!», когда вы хотите сделать что-нибудь плохое, например побить младшего брата. Он сказал, что «совесть спасала его много раз!».

Ученые, изучающие нравы и обычаи племен и народов, свиде­тельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже само­го дикого племени, которое было бы чуждо тех или других поня­тий о добре и зле. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются злом, но большей частью сходятся в сво­их взглядах на сущность того и другого. Многие нецивилизован­ные дикие племена стоят так же высоко по своим понятиям о до­бре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Даже у тех племен, у которых возводятся в степень добродетелей дела, не-одобряемые с нашей точки зрения, в остальном, касающемся нравственных понятий, замечается полное согласие с воззрения­ми всех людей.

О действиях внутреннего нравственного закона в людях обсто­ятельно пишет апостол Павел в первых главах своего Послания к Римлянам. Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писаный Божественный закон, часто нарушают его, в то время как «языч­ники, не имеющие (писаного - авт.) закона, по природе законное делают... Они показывают (этим— авт.), что дело закона у них на­писано в сердцах, о чем свидетельствуют совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Послание к Римлянам, 2:14—15).

В повседневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем установленным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон у неправедных судей иногда «что дышло: куда повернул, туда и вышло». Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе со­весть.

ПОСЛОВИЦЫ

Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься

Совесть - не повесть, в архив не сдашь

У каждого плода свои семена Каков строитель, такова и обитель

Злая совесть стоит палача

         Кривой зеркала не любит

      Правда как оса - лезет в глаза

      За совесть, за честь хоть голову снесть

      Упавшего не считай за пропавшего

      Лучше горькая правда, чем красивая ложь

        И конь спотыкается, да поправляется

      Повинную голову меч не сечет

      Кайся, да опять за старое не принимайся

      Тому тяжело, кто помнит зло

Внимательный анализ проблемы наличия совести у человека убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или фи­зических инстинктов человека, а имеет высшее, необъяснимое происхождение.

Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслу­живающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получает воздаяние по своим поступкам.

Таким образом, совесть является обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и живущей в нем.

Вопросы к СМЫСЛОВИКУ №23. Выберите правильный ответ.

1. Совесть можно сравнить с:

а)

юной девушкой

б)

клоуном

в)

палачом

г)

строителем

 

2. Испытывали ли Вы когда-нибудь чувство, которое можно назвать угрызением совести?

а)

да

б)

нет

 

3. В повседневном общении с людьми мы больше полагаемся:

а)

на их совесть

б)

на наши связи

в)

что они из боязни закона (УК) будут делать то,  что от них требуется

 

4. Почему народная мудрость утверждает: "Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом":

а)

потому, что те кого мы обидели, может нас "заказать" киллеру

б)

потому, что у богатых нет настоящих друзей

в)

совесть замучает, хотя вначале её действие может быть и незаметно

 

Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.

Не забывайте  в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда

 

ПОПИК (глава из книги "Отец Арсений") Смысловик  №24

В последнее время появилось много воспоминаний о страшной лагерной жизни сталинских времен людей самых разных профессий. Немало написано об исповедниках и мучениках – епископах, священниках, монахах, просто верующих людях, страдавших в заключении Христа ради. Книга "Отец Арсений" – житие одного из этих подвижников. Ее автор, пожелавший остаться неизвестным, пишет:" Было бы самонадеянным говорить: "Я написал, я собрал". Писали и собирали, посылали мне свои записи многие и многие, знавшие и любившие отца Арсения, и это им принадлежит написанное. Я лишь пытался, как и все, кого возрастил и поставил на путь веры отец Арсений, трудом своим отдать малую часть неоплатного долга человеку, спасшему меня и давшему мне новую жизнь"

Жизнь и работа в лагерях нечеловеческая, страшная. Каждый день к смерти приближает и часто года вольной жизни стоит, но, зная это, не хотели заключенные, не желали умирать духовно, пытались внутренне бороться за жизнь, сохранить дух, хотя это и не всегда удавалось. Интеллигенция барака относилась к о.Арсению снисходительно. "Одно слово попик, да еще притом весьма серенький, добрый, услужливый, но культуры внутренней почти никакой нет, потому так и в Бога верит, другого-то ничего нет за душой". Такое мнение было у большинства. Как-то зашел разговор о древней русской живописи и архитектуре, и один заключенный высокого роста, сохранивший даже в лагере барственную осанку и манеры, с большим апломбом и жаром рассуждал об этих предметах. Собравшиеся с большим интересом слушали его. Говорил "высокий" веско, со знанием дела и удивительно утвердительно. Во время разговора этого проходил мимо собравшихся о.Арсений, а "высокий", как оказалось впоследствии искусствовед и профессор, снисходительно обратился к о.Арсению: "Вы, батюшка, очень верующий и духовного звания, так не скажите ли нам, как Вы оцениваете связь православия с древней русской живописью и архитектурой, и есть ли такие связи?" Сказал и улыбнулся. Все отчетливо понимали, что этот простецкий попик, каким казался о.Арсений, ничего не ответит, не сможет ответить, так как ничего не знал. Понимали, что вопрос издевательский. Ясно, что не ответит, по одному виду определишь. Отец Арсений как-то выпрямился, даже внешне изменился и, взглянув на профессора, произнес: "Взгляд на влияние православия на русское изобразительное искусство и архитектуру существует самый различный. Много по этому поводу высказано разных мыслей, и Вы, профессор, по этому поводу много писали и говорили, но ряд Ваших положений глубоко ошибочен, противоречив и, откровенно говоря, конъюнктурен. То, что Вы сейчас говорили, значительно ближе к истине, чем то, что Вы так пространно излагали в статьях Ваших и книгах. Вы считаете, что русское изобразительное искусство развивалось только на народной основе, почти отрицаете влияние на него православия и в основном придерживаетесь мнения, что только экономические и социальные факторы, а не духовное начало русского народа и благотворное влияние христианства оказали на него влияние - на живопись и архитектуру. Лично я, профессор, держусь другого мнения о путях развития древней русской живописи и архитектуры, так как считаю, что влияние православия было решающим фактором на русский народ и его культуру, начиная с десятого по восемнадцатый век. Восприняв в десятом веке византийскую культуру, русское духовенство, русское иночество понесло, передало ее в виде книг, живописи - икон, первых образцов возведенных греками храмов, строя богослужения, описания жития святых - русскому народу, и это все оказало решающее влияние на дальнейшее развитие всей русской культуры. Вы упомянули икону Владимирской Божией Матери, а разве этот образ, как и другие произведения живописи, пришедшие к нам от греков, не явились той основой, на которой в дальнейшем расцвели иконопись и живопись? Любое творение русской иконописной школы неразрывно связано с душой художника-христианина, с душой верующего, прибегающего к иконе как к духовному символическому изображению Господа, Матери Божией или святых его. Русский человек приходил к иконе не как к идолу, а как к символу, в котором видел, подразумевал и представлял духовно и внутренне образ, запечатленный в виде изображения. В этом овеществленном символе видел православный образ того, к кому прибегала душа его в горестной или радостной молитве. Русский иконописец с молитвой и постом запечатлевал образ Господа, Божией Матери и святых, и недаром русский народ хранит много прекрасных и дивных преданий о том, как создавались иконы, и верил, что рукою художника-иконописца водил ангел Господень, а не сам иконописец. Русский иконописец древний никогда не подписывал именем своих икон, ибо считал, что не рука, а душа его с благословения Божия создавала образ, а Вы во всем видите влияние социальных и экономических предпосылок. Взгляните на нашу древнюю икону Божией Матери и западную Мадонну, и Вам сразу бросится в глаза огромная разница. В наших иконах духовный символ, дух веры, знамение православия; в иконах Запада дама - женщина, одухотворенная, полная земной красоты, но в ней не чувствуется Божественная сила и благодать, это только женщина. Взгляните в глаза Владимирской Божией Матери, и Вы прочтете в них величайшую силу духа, веру в безграничное милосердие Божие к людям, надежду на спасение". Отец Арсений воодушевился, как-то весь переменился, распрямился и говорил ясно, отчетливо и необыкновенно выразительно. Называя иконы, давая пояснения, он раскрыл душу русской древней живописи и, перейдя к архитектуре, на примерах Ростова Великого, Суздаля, Владимира, Углича и Москвы показал связи ее с православием. Ответ свой о.Арсений закончил словами: "Строя церкви, русский человек во Славу Бога заставил петь камень, заставил его рассказывать христианину о Боге и прославлять Бога". Говорил о.Арсений часа полтора, и слушавшая его группа интеллигентов замерла. "Любить надо Родину свою и знать ее". Сказал и пошел, а профессор и все стоящие, остались стоять, пораженные и удивленные. "Вот тебе и попик блаженненький, товарищи!" - произнес кто-то из слушающих интеллигентов, и все стали молча расходиться. С этого момента интеллигенция барака и лагеря стала смотреть и относиться к о.Арсению совершенно по-другому. Понятия Бог, наука, интеллигент для многих стали сближаться.

Советуем поступить следующим образом: сами вопросники оставьте себе (можете на них ничего и не писать) а на отдельном листочке напишите ряд цифр (1,2,3…8) и рядом напишите Ваш ответ (а, б, в, г… и так далее). Развернутой аргументации приводить не обязательно, хотя и не запрещается. Словом, всё – на Ваше усмотренье.

Не забывайте  в своей работе писать фамилию, имя и номер отряда

Вопросы к СМЫСЛОВИКУ № 24. Выберите правильный ответ.

1. Если мы вместе с друзьями попали в смертельную опасность (завалило породой в шахте или снежной лавиной в горах и т.п.), то как лучше себя вести?

а)

Выполнять любую работу, ни о чем не думая

б)

Проводить время, как придется, ничего не делая. А какой смысл? Все равно все помрем… L

в)

Производить работу (скажем, по расчистке), и при этом поддерживать дух свой и др. людей различными историями и рассуждениями

 

2. Почему в отличии от художников, иконописцы не подписывают своих икон?

а)

потому, что на иконах подпись ставит игумен (начальник монастыря, где писался св. образ)

б)

по ложному смирению

в)

считали, что не они, а Дух Божий через них писал икону

 

3. Как Вы понимаете фразу: " Строя церкви, русский человек во Славу Бога заставил петь камень, заставил его рассказывать христианину о Боге и прославлять Бога"?

а)

Храмы строились настолько прекрасными, что являлись как бы немой Божественной проповедью. И видя эту неземную красоту, люди стремились приобщиться к божественному.

б)

Храмы строились из спец. Камня, при ударении о который получался мелодичный звук.

в)

Храмы строились на средства, собранные по миру "во славу Божию"

 

4. Из рассказа видно, что О. Арсений знал ответ на вопрос, однако не ввязывался в спор, пока его не спросили. Почему?

а)

Он понимал, что эти недоумки все равно его не поймут

б)

боялся, что не хватит знаний отстоять свою точку зрения

в)

по смирению не хотел возвышаться в глазах окружающих, пока не потребовалось защищать истины своей веры.