Ленты времени – дорога к Рождеству

 

Дети младшего школьного возраста (а тем более дошкольного) не осознают временных дат. А понятие «давно» - для многих это прошедший месяц, а то и неделя. Рассказы об исторических события в этом случае требуют особых наглядностей.  Одним из решений этой проблемы являются Ленты времени. Ленты времени позволяют ребенку представить наглядно временную протяженность.

 

На первом уроке по подготовке к Празднику Рождества учитель может предложить  детям отправиться в путешествие в прошлое. Для начала - в их прошлое. На урок дети должны принести фотографии по одной на каждый год их жизни. Хорошо, если на занятии будут родители.

Учитель раздает чистые ленты (склеенные листы формата А4: 1 лист на 2 года жизни ребенка). Дети начинают заполнять ленту  с правого конца.

Учитель спрашивает, какой сейчас год. Дети отвечают и приклеивают вверху 2007. Внизу каждый пишет, сколько ему лет сейчас. Между этими числами можно вклеить фотографию, сделанную в этом году, можно повспоминать, что было в этом году и записать в ленте.

Двигаемся дальше влево. Вверху приклеиваем 2006. Внизу пишем, сколько лет было в этом году, клеим фотографию, вспоминаем, записываем.  Так лента заполняется до 0 лет ребенка внизу и года рождения – вверху.  Работа будет интереснее, если родители по ходу занятия  будут рассказывать, о том, что было, когда их дети были совсем маленькими.

Если позволяет время, можно устроить выставку лент с кратким рассказом.

(Как правило, на таком занятии создается особая теплая атмосфера, рассказ о прошлом, организованный таким образом, сплачивает группу: детей между собой, детей и родителей).

 

На следующем занятии учитель берет одну из детских лент и спрашивает: «Смотрите, Саше – 0 лет. А вверху – 2000. А Тане – 0 лет, а вверху – 1998. А где же будет 0 в верхней части ленты? Давайте посмотрим» После этого все выходят в коридор. Учитель держит в руках Ленту «От Рождества Христова» (лента, длиной 20 м 7 см) Итак, сейчас 2007 год. Смотрите, вот 2000 год. Саше здесь 0 лет.  И Сашина история на этой ленте – вот такая маленькая. А Танина – вот такая. А Колина… и т.д. А моя чуть больше. А история, о которой я хочу вам рассказать была во-от  сколько лет назад. Разворачивается вся лента. Смотрите, здесь – 0.   В этот год… (учитель рассказывает историю о рождении Христа).  Это было настолько важным событием в истории человечества, что люди начали отсчет лет заново: с Рождеством Христовым наступает «наша эра».

(В этот момент на нашем занятии одна девочка воскликнула: «Так значит, это правда было! Это – не сказка?!»)

Ленту можно оставить в коридоре,  а самим пройти в класс.

Дети рисуют историю Рождества Христова. Детские рисунки затем приклеиваются в начало ленты.

К Ленте можно возвращаться  на других занятиях. Например, при изучении  истории России, родного города, житий святых можно находить соответствующие даты.

 

В Воскресной школе, как правило, к  Рождеству Христову подходят после изучения  событий Ветхого Завета. В таком случае можно сделать ленту «От сотворения мира».  В определенном масштабе можно изобразить на ленте 7516 лет  (например, 75м 16 см)  До Рождества – лента одного цвета, после – другого. Само событие отметить на Ленте звездой.

Начинать «путешествие к Рождеству» лучше от Сотворения мира. Когда учитель будет разворачивать Ленту, вместе с детьми можно вспомнить ветхозаветную историю в хронологическом порядке.  И дойдя до звезды, начать рассказ о Рождестве Христовом. После рассказа развернуть ленту до конца. Найти на ней год рождения всех учеников, другие важные для них даты.

 

 

Коновалова Ирина, руководитель Воскресной школы храма в честь Святителя Николая  при ТКПБ (г. Томск)

 

Макет ленты «Путешествие к Рождеству Христову» дан в приложении (в версии для печати на 25 листах)

Здесь скачать этого файла для программы CoreDraw.