Классные часы и  тематические занятия к Празднику Рождества

 

Беккер Наталья Владимировна, учитель гимназии № 56  г.Томска

 

Начну с того, что известно всем. А именно то, что одним из важнейших требований к построению учебного курса является перспективность. То есть установление преемственности тематического материала.

Предмет «Введение в отечественную культуру», который ведётся в нашей гимназии, особый, многогранный. Его содержание включает сведения библейского, исторического, литературного содержания. Можно выделить следующие структурные элементы, которые содержатся в каждой теме. Это образ, факт, связь, деталь.

Образ – это результат эмоционального видения человека. Почему образная сторона важна для детей младшего школьного возраста?

Во-первых, образное восприятие является психологической особенностью детей этого возраста.

Во-вторых, именно на этом строится развитие познавательных способностей. Стояла зимняя ночь над древней Иудеей. Зимний ветер шуршал сухою травой, и по узким, крутым тропам в ночи молча шли люди. Неверный красный свет смоляных факелов освещал дорогу путникам. Точно вся страна той зимой покинула свои дома и двинулась куда-то. Так и было.

Так начинается серия уроков и классных часов по теме «Рождество». Цель данных мероприятий заключается в том, чтобы познакомить учащихся с событиями, которые связаны с праздником Рождества. Так как наша школа светская и дети наши иногда далеки от некоторых вопросов библейского содержания, то мы выбрали способ подачи материала - погружение в проблему.

И первое, мы находим опорные слова. Ночь, ветер, шуршание сухой травы, крутая тропа и огоньки. Посмотрим в окно. Современный город. Такая же ночь, но кругом огни фонарей, светятся окна домов. Чувствуем разницу.

И мы говорим о том, куда же шли зимней ночью люди и кто были эти люди.

Шёл седобородый плотник Иосиф, добрый и работящий. Шла с Иосифом темноглазая Дева, окутанная грубошёрстным плащом. И те, кто их обгоняли, думали: трудно Ей идти зимней ночью по крутой тропе. Скоро должен родиться у Неё ребёнок. Имя Девы было – Мария.

Кроме образа содержательная сторона заключает в себе определённые факты. Любое событие состоит из многочисленных фактов.

 Знал добрый плотник Иосиф, что минувшей весной, в Назарете, явился Марии Архангел Гавриил.

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога

…и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего…»

Так начинается евангельская история. Впереди – Рождество, бегство в Египет, искушения в пустыне, исцеления одержимых, арест, Распятие и Воскресение.

Так мы сообщаем детям о том, о чём будем говорить на следующих уроках. Простраиваем перспективный план.

Хочется ещё раз сказать о специфичности данного предмета как области изучения. Все его аспекты связаны между собой, поэтому отбор такого элемента как связь особенно важен.

Куда шли этой ночью люди? Шли они в город Вифлеем. Потому что царь Ирод, правитель, задумал провести перепись населения.

Уточняем значение выражения «перепись населения». Ирод задумал узнать, сколько людей живёт в его стране. Это было нужно царю, чтобы рассчитать количество налога, которое должно попасть в его казну. Люди, которые должны были вести учёт, сверялись с книгами, которые  хранились в каждом городе. Поэтому был дан приказ всем, кто живёт не дома, вернуться. Родиной Иосифа был Вифлеем, поэтому он с Марией отправился в путь.

Все, кто спешил к переписи, обогнали Иосифа и Марию, поэтому все дома, все постоялые дворы были переполнены – и нигде не нашлось места плотнику и Марии. Их приютила пещера-вертеп. Зимней ночью, в окрестностях города, в завоёванной стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди столетьями ждали, что вот Он появится в образе Царя, а Он пришёл в образе Младенца.

И последнее на что мы обращаем внимание – это детали. Это важно потому, что детали, способствуют формированию целостного восприятия.

Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. Яркая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. В эту ночь сама история человеческого рода разделилась надвое. От восхода звезда, от Рождества Христова отсчитываем мы века.

В эту ночь издалека двинулись к Иерусалиму три мудреца, три восточных царя. А Рождественская звезда была для них путеводной звездою. Евангелие от Матфея называет царей-странников волхвами.

О трёх волхвах столетьями бродила по Европе и древняя легенда. Легенда называла имена восточных царей: Каспар, Мельхиор и Валтасар. Легенда говорила, что волхвы знали заранее, что вот-вот взойдёт в ночное небо особенная звезда, вестница Чуда. Не знали только, как отличить её от сотен других светил. Но когда Рождественская звезда действительно взошла на небеса, то не только звездочёты, но и неграмотные рыбаки, воины, дети сразу  отличили её от всех других светил.

Все эти структурные элементы группируются в соответствии с изучаемым материалом.

Какие представления получают учащиеся при изучении темы «Рождество»?

Церковное предание. В частности о юном диаконе Романе и о том, событии, которое произошло полторы тысячи лет назад рождественской ночью в Византии. Диакон Роман был косноязычен. Весь город провожал его насмешливыми взглядами. И однажды в рождественскую ночь, вернувшись из храма просил юноша у Богородицы исцеления. Матерь Божия явилась во сне диакону Роману  и протянула юноше тёмный лист пергамента… А утром, в праздник, в храме, диакон обречённо ждал: он заговорит – и начнут прятать улыбку, качать головами прихожане. И внезапно он запел хваление Рождеству. Диакон стал стихотворцем – и в Церковное Предание, и в историю мировой культуры он вошёл под именем Романа Сладкопевца. Так прекрасны были его строки. А ту самую первую песнь константинопольского диакона ежегодно поют на Рождество во всех православных храмах до сего дня.

Социальные представления. Как встречали ранее праздник Рождества в России? Откуда произошло слово Сочельник? И где стояла Рождественская ёлка? Ребята с интересом узнают, что слово Сочельник, которое походит на звенящую льдинку, происходит от названия праздничной каши. И что рождественской ёлке не так уж много лет. Мы так любим этот обычай, что считаем его вечным. Первыми, как говорят, стали наряжать ёлку на Рождество пастухи в горах Германии. Потом этот обычай пришёл в города, проник в замки. А в замках росли принцессы. Вырастая они выходили замуж за иноземных принцев и приносили немецкий зимний праздничный обычай в другие страны Европы. В России ёлку начали наряжать в 30-х годах 19 века. Поэтому у Жуковского и у Пушкина ёлки в детстве ещё не было. Но зато и Жуковский, и Пушкин, и люди всех сословий России любили и праздновали зимние Святки.

И ребята с интересом узнают, что первые ёлки зажигались в России именно в честь Рождества. А всем известная новогодняя песенка «Маленькой ёлочке холодно зимой» на самом деле рождественская песенка.

Слова «Бусы повесили, встали в хоровод. Весело, весело встретим Новый год» на самом деле звучали так:

 

Бусы повесили,

Яркие шары,

Сласти, подарочки –

Всё для детворы.

 

Нравится ёлочке

Наше торжество.

Весело, весело

Нам на Рождество!

 

 

 

 

Из выступления на Макариевских педагогических чтениях