Главная | Елгомская пустынь. | Регистрация | Вход
Правосл.календарь
Архив новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
НАЗАД

Елгомская пустынь.

Елгомская пустынь располагалась на берегу Елгомского озера в бассейне реки МошаКаргопольского уезда (Няндомский район Архангельская область) при впадении речки Елгома в озеро. Точное появление обители не известно. Первое упоминание относятся к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старецемТарасием Москвитином, 1631-1642, что видно из надписи толковаго евангелия, пожертвованнаго им сей пустыне и грамоты митрополита СерапионаСарского и Подонского от30 марта 1642 года. Кроме того на 2 крестах, водруженных при основании ризы Богоматери есть надпись «при строителѣ, старцѣТарасіѣМосквитинѣ» и на колоколе «радѣніемъ строителя старца Москвитина 1631 года». Старца Тарасия и считают основателем монастыря. В грамоте митрополита Серапиона упоминается и уже имеющиеся братия новойобители, которая на Черном лесу решила со старцем основать новую пустынь.
Грамота гласит: «Аз смиренный преосвященный Серапион митрополит Сарский и Подонский меж патриаршества строителя старца Тарасия с братиею благословил … в том лесу в Двинской десятине в Важском уезде на черном лесу в Елгомской пустыни на новом месте воздвигнуть новые храмы: во имя Живоначальной Троицы да в пределе святых мученик Бориса и Глеба, да другой храм во имя Богоявления Господня да в пределе Пречистыя Богородицы риз положения. А царския б двери в новые храмы и пределы были особно, не на одном брусу.» Богоявленская церковь (возведена в 1644году) с двумя главами построена в стиле клетских церквей и считалась одной из древнейших храмов такого типа сохранившихся до XX века.


Богоявленская церковь, 1643г.Елгомской пустыни.

В 1714 году сооружен, вместо обветшавшего, Троицкий храм с бочкообразным покрытием. Была здесь и шатровая колокольня, построенная в ХVII веке и возобновленная в 1843 году. В книге "Русское деревянное зодчество”, изданный в 1942 году Академией архитектуры СССР о храмах написано следующее."На погосте две церкви: Богоявленская 1643 г., Троицкая 1714 г. и колокольня 17 в., перебранная в 1843 г. Богоявленская церковь, видимо, в конце 19 в. обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. В трапезной Троицкой церкви посередине поставлен резной столб, поддерживающий балки потолка, церковь обшита тёсом”.К сожалению, комплекс храмов Елгомского погоста, до наших дней не сохранился, остались только фотографии.


Троицкая церковь, 1714г. Елгомскоя пустынь.

Уникальным памятником торговых международных связей являются два колокола обители. О них упоминалось в Олонецком сборнике в 1894 году в статье А. Воронова.Древния надписи на колоколахъ.«ВъЕлгомскойпустынѣ, селенiи, лежащемъвъ 170 верстахъкъ востоку отъ Каргополя, находятся на двухъколоколахълатинскiя надписи. Надписи эти были напечатаны въОлонецк. Вѣдом. 1873 г. № 75, но не совсѣмъ точно, а именно: На 1-мъ (вѣсомъвъ 1 пудъ): AbbasmihinomenivdocideditR DCabargentear. 1641 года. На 2-мъ (вѣсомъвъ 3 пуда): Anno 1631.Henrick-Ter-Norst-me-fecit-baventriae 1) Было напечатано baventriaeвмѣстоDaventriae, отчего 2-я надпись не могла быть удовлетворительно переведена, и NorstвмѣстоHorst. 2) Надписи были напечатаны буквами неодинаковой величины (это обстоятельство было бы неважно, если бы смыслъ той и другой надписи былъпонятенъ). Первую изъэтихъ надписей перевести трудно (быть можетъ, она не прочтена, какъслѣдуетъ), а вторая переводится такъ: „Генрихъ-Теръ-Горстъ (очевидно имя мастера) сдѣлалъ меня, т. е. колоколъ, въДевентерѣ" (Девентеръ – городъвъГолландiи, см. Реклю „Земля и люди" т. IV, стр. 358). И такъвъЕлгомскихъколоколахъ мы имѣемърѣдкiй въОлонецкойгубернiи памятникъторговыхъ сношенiй Россiи съ Голландцами въ 17-мъ столѣтiи.»
Известны и еще три настоятеля – строителей Елгомской пустыни: Антоний 1670-1677 гг. и монах Феодосий, на него дана грамота митрополита Новгородского Иова от 11 января 1711 года, о разрешении возведения нового, взамен ветхого от времени, Троицкого храма.
К началу ХVIII века в пустоши было 20 монахов, которые вступали в конфликт с местными крестьянами, захватывая их земельные полосы. А старец Андроний развернул с черносошенными крестьянами судебную тяжбу по поводу работ на монастырь и принадлежности окрестных угодий, которая закончилась не в пользу мирчан. Здесь фигурирует имя участника Северной войны мошанника (видимо, житель Моши) крестьянина Ивана Леонтьева сына.
Опись имущества пустоши на 20 тетрадных страницах в конце ХVIII века дает наглядное представление о хозяйстве монастыря и включает в себя всё - от церквей и книг до скотины и мелких хозяйственных вещей. В 1764 году пустошь ввиду удаленности и как не приносящую большого дохода (населения мало, земля скудная, лес и реки не кормят) была закрыта. Утварь и монахов перевезли в Каргополь. Елгомская пустынь была упразднена 1761 году и преобразована в приход Елгомского погоста. Со второй половины XIX века на приходе действовала церковно-приходская школа.По переписи населения 1896 года, на территории Ёлгомы было 4 деревни, в которых проживали 140 мужчин, столько же женщин. В наличии было 92 двора.
В Елгомской пустыни почиталась чудотворная икона Положения ризы Божией Матери, по явлению и зову которой, по преданию, в каргопольские пределы из Москвы и пришел основатель – старец Тарасий. Богомольцы, особенно чающие исцеления, собирались сюда в субботу перед Троицей (престольным праздником одного из монастырских храмов). Явленным Тарасию и чудотворным считался и один из находившихся на колокольне колоколов с латинской надписью, края колокола были искусаны страдавшими зубной болью.
В начале ХХ века от пустоши оставалась одна деревянная церковь, которая упала в 1930-х годах. На месте монастыря располагалась деревня, исчезнувшая в 50-60-е годы ХХ столетия, в год укрупнения деревень население Ёлгомы свезли в Канакшу, затем был сенокос одного из леспромхозов района, а сейчас о людях напоминают несколько рыбачьих изб.


Ссылки.
- Олонецкий сборник. Выпуск 3.
- Барсов Е. В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями.
-Н.И.Решетников. Русского Севера храмы. Каргополье.
- А. ВОРОБЬЕВ.Это нашей истории вехи.
 


НАЗАД
Copyright MyCorp © 2024 Разработка сайта: Юрьев Алексей